Центр исследований
кризисных ситуаций
Хронология финансового кризиса на Кипре (часть 2)

31 марта: В интервью изданию Phileleftheros президент Анастасиадис рассказал подробнее о пакете мер, разработанном правительством для восстановления кипрской экономики и возращения на рельсы экономического роста. Основной акцент будет сделан на факторах роста, всемерном поощрении иностранных инвестиций, а также на защите самых уязвимых членов общества. Эти меры планируется реализовать в ближайшие 3-6 месяцев. Глава государства заверил, что не планируются какие-либо новые договоренности с «тройкой»  по вопросу снижения зарплат или пенсий вплоть до 2015 года, что урезание зарплат и сокращений в госсекторе не будет. В отношении месторождений природного газа в исключительной экономической зоне Кипра, президент подчеркнул, что перед страной открылись перспективы более активного применения положений Энергетической хартии, соответствующие шаги он намерен  осуществить уже во время предстоящего визита в Израиль. По его словам правительство предпринимает все возможные усилия для спасения авиаперевозчика Cyprus Airways и это будет продолжаться, минимум до ноября, до достижения окончательного решения. В воскресенье лидер страны отмел все обвинения в свой адрес о том, что он якобы предоставил своим родственникам конфиденциальную информацию о предстоящем списании, и в результате чего некоторые из этих лиц оказались в числе, успевших снять свои средства или вывести их за рубеж буквально за несколько дней до решения, принятого Еврогруппой 15 марта.  

2 апреля: Правительство Кипра и тройка международных кредиторов окончательно согласовали условия Меморандума о взаимопонимании для оказания финансовой помощи островной экономике. Новый документ будет передан на одобрение Еврогруппы и парламентов стран Еврозоны. Меморандум предусматривает погашение кредита, предоставленного Кипру, в течение 22 лет. Льготный период составит 10 лет, процентная ставка – 2,5%. Полный объем кредитных средств будет выбран до 2016 года. Первый транш Кипр получит в мае 2013 года, а последующие транши будут выделяться каждые три месяца (по результатам очередной оценки состояния экономики). Сроки программы стабилизации продлены до 2018 года. По одному из положений Меморандума Кипр вправе выйти из программы поддержки досрочно при условии выплаты всех долгов. По оценкам, спад экономики в 2013 году составит 9%; условия найма госслужащих, принятых на работу по временным договорам будут пересмотрены; налог на финансовые институты будет повышен с 0,11% до 0,15%; бюджетники и многодетные семьи, после уплаты налога в 1,5% со своих зарплат и пособий, будут иметь право на бесплатное медицинское обслуживание. Для погашения кредита будут использованы доходы от добычи природного газа на морских месторождениях в исключительной экономической зоне Кипра.

Отдельно обсуждалось отсутствие обязательств по совместному контролю доходов от продаж природного газа с участием представителей «тройки».  Вместо сокращения зарплат в госсекторе последует урезание бюджета и временное или постоянное увольнение сотрудников. В Меморандум включены положения, регулирующие ипотечное кредитование и просроченные ссуды, соглашение о реструктуризации Банка Кипра и Народного банка Кипра (Laiki Bank). Как заявил официальный представитель правительства Христос Стилианидис (Christos Stylianides), при согласовании окончательной версии Меморандума правительству удалось отвести от Кипра угрозу дефолта и теперь островная экономика входит в фазу нормализации, в ходе которой будут созданы условия для нового витка развития.  

Министр финансов Михалис Саррис подал прошение об отставке, и оно было принято президентом Никосом Анастасиадисом (Nicos Anastasiades). Кресло министра финансов займет теперь бывший министр труда Харис Гиоргиадис (Haris Georgiades), а того, в свою очередь, заменит министр торговли, промышленности и туризма Зета Эмилианидис (Zeta Emilianides). Отставной министр Саррис в своем заявлении пояснил, что уходит, чтобы облегчить работу комиссии, по расследованию причины банковского кризиса на острове, а, как известно, сам Саррис какое-то время возглавлял Laiki Bank. В свою очередь, президент высказал сожаление в связи с отставкой Сарриса и поблагодарил экс-министра за его вклад в окончательное согласование условий Меморандума о взаимопонимании с «тройкой».  Также, по мнению Анастасиадиса, поступок бывшего министра свидетельствует о наступлении новой эпохи в политической истории Кипра, когда самые высокопоставленные лица начинают брать на себя ответственность за свои действия.  

Президент Анастасиадис привел к присяге трех членов комиссии по расследованию причин (общественного, политического или уголовного характера), поставивших национальную экономику на край банкротства. В состав комиссии вошли: Гиоргиос Пикис (Giorgos Pikis), бывший член Верховного суда и бывший член

Международного суда в Гааге,  а также экс-судьи Верховного суда Панайотис Каллис (Panayiotis Kallis) и Яннакис Константинидис (Yiannakis Constantinides). 

По заявлению первого заместителя премьер-министра Игорь Шувалов Российское правительство не намерено оказывать помощь предприятиям, потерявшим деньги на Кипре. Он подчеркнул в очередной раз решимость Москвы продолжить борьбу с бегством капитала в оффшорные финансовые центры. Можно лишь посочувствовать россиянам, потерявшим деньги на Кипре, но «российское правительство не собирается предпринимать какие-либо действия в этой ситуации».  

4 апреля: Архиепископ Кипрский Хризостом II (Chrysostomos) провёл встречу с российскими инвесторами, в которой принимал участие посол Российской Федерации на Кипре. Архиепископ заверил российских предпринимателей, что продолжит борьбу за то, чтобы инвесторы, которых затронул налог на депозиты, не потеряли свои деньги. Предстоятель говорил о возможной компенсации ущерба из доходов от продажи природного газа и сказал, что будет защищать интересы пострадавших на Кипре. Хризостом II сообщил о своем намерении в ближайшие дни совершить визит в Москву. Тем временем, российские и другие иностранные банки, присутствующие на острове, призвали нового министра финансов Хариса Гиоргиадиса освободить их от ограничений по движению капитала, но при этом воздержались от каких либо ультимативных формулировок.  

5 апреля: Епархия Архиепископа Кипра отозвала ходатайство о судебном запрете на решение ЦБ Кипра, по которому акции Банка Кипра Кипрской Православной Церкви, должны были быть аннулированы в рамках плана реструктуризации. По новому постановлению обыкновенные акции Банка будут конвертированы в новые акции класса D, существующие ценные бумаги – в акции класса С, а находящиеся сейчас в обращении облигации – в новые акции класса В. 

Достоянием общественности стало содержание доклада, аудиторской фирмы Alvarez & Marsal (A&M) о ситуации в кипрском банковском секторе и переданного 26 марта в ЦБ Кипра. Копии доклада получили генеральный прокурор и спикер Палаты представителей. По мнению СМИ, в докладе отсутствуют многие материалы, относящиеся к банковскому сектору и, можно предполагать, что они были уничтожены лицами, которые могли бы понести ответственность, вплоть до уголовной, за банковский кризис на Кипре. По мнению ресурса Sigmalive, эксперты A&M не были полномочны на расследование действий лиц и организаций, не подконтрольных Центробанку Кипра, что позволило  некоторым из этих лиц использовать свое право отказаться от сотрудничества с группой экспертов, проводившей данное расследование. Среди этих лиц называют экс-главу Банка Кипра Андреаса Илиадиса (Andreas Eliades). A&M вообще отметила сложности, которыми сопровождалось получение информации от Банка Кипра). Доклад состоит из четырех разделов: приобретение греческих облигаций Банком Кипра; расширение BoC своего присутствия в России и покупка «Юниаструма»; расширение Банком Кипра своего присутствия в Румынии; преобразование банка Marfin-Egnatia в Греции из филиала в часть банка Laiki в мае 2011 года. A&M возлагает часть ответственности за состояние кипрского банковского сектора на ЦБ Кипра, который оказался не в состоянии заблокировать некоторые действия банковских институтов в силу существующих пробелов в законодательстве. Они рекомендовали внести поправки в банковское законодательство для наделения ЦБК более широкими полномочиями. Кроме того A&M обратилась с просьбой провести дополнительно расследование ситуации в более узких аспектах. Генеральный прокурор Петрос Клеридис (Petros Clerides) после изучения материалов, представленных в докладе, заверил, что не может быть и речи об укрывательстве или выведении кого бы то ни было из-под удара: каждый, кто несет ответственность за создание экономического кризиса в стране или сокрытие информации от  следствия, понесёт наказание. 

 

Б. Чернышев

Тэги: банковский кризис, Кипр, финансовый кризис

Опубликовано: 09.04.2013 Просмотров: 2208 Вернуться к публикациям

Ваши отзывы (0):
 
Вы можете оставить отзыв о статье:
Ваше имя:
Ваш отзыв:
Публикации


Цитаты

“Идея федеративного государства Молдавии и Приднестровья едва ли может быть реализована. Понимая это, видя одновременно однозначную устремленность нынешнего молдавского руководства в столь дорогие его сердцу европейские структуры — сначала ЕС, а в перспективе и НАТО с предоставлением территории для размещения элементов американской системы ПРО — Россия, тем не менее, продолжаем повторять формулу 1992 года. Это уже даже не смешно. Разрыв между официальными заявлениями российского руководства и реальным положением вещей с каждым годом все увеличивается и это не может не влиять на отношение по крайней мере русской трети населения Приднестровья к своей «исторической Родине».”

Ссылка на полную публикацию