эксперт по постсоветскому пространству Последствия еще не свершившегося подписания Соглашения об ассоциации Молдовы с ЕС давно стали предметом споров в экспертном сообществе. Специалисты дискутируют не только о тех преимуществах и или рисках в области экономики и финансов для Молдовы, но и последствиях политического характера. Вместе с тем, специалистов, готовых пояснить каждый пункт 972-страничного документа, парафированного в Вильнюсе в конце ноября прошлого года, в котором содержаться указания на примерно 450 европейских актов[1], если такие специалисты вообще есть, можно по пальцам посчитать, и работают, они, скорее всего, не на территории РМ. Молдавские же чиновники и эксперты от власти славят результаты вильнюсского саммита «Восточного партнерства» и уже готовятся комментировать подписание Соглашения, которое, как они рассчитывают, должно состояться уже в конце текущего года. Не рановато ли? Во-первых, закономерным итогом подписания Соглашения ассоциации с ЕС станет негативная реакция со стороны России и ее стратегических партнеров по постсоветским интеграционным объединениям. При том, что официально путь на вступление в Таможенный союз Молдовы не будет закрыт, однако могут появиться абсолютно реальные барьеры, препятствующие такой линии. Учитывая тот, факт, что, к примеру, в 2012 г. более 30% молдавского экспорта приходилось на Россию (еще около 10% в другие страны СНГ), последствия для экономики Молдовы могут быть весьма плачевными. Такие объемы экспорта в СНГ объясняются не только существованием традиционных рынков сбыта молдавской продукции, но и действующим Соглашением о свободной торговле со странами СНГ. Кроме того, никто не отменял право России ограничивать импорт винной и сельскохозяйственной продукции из Молдовы под каким-нибудь очередным «благовидным» предлогом. Так, до 2006 г. поставки молдавской алкогольной продукции на российский рынок оценивались примерно в 207 млн долл., а в 2012 г. эта цифра уменьшилась впятеро. Не факт, что после подписания Молдовой Соглашения об ассоциации поставки молдавского алкоголя не будут сведены до нуля[2]. В то же время вопрос о переориентации экспортных потоков винодельческой продукции Молдовы не решен – Брюссель предпочитает не обсуждать этот вопрос. Понятно почему - допуск существенных объемов молдавских вин на европейские рынки, давно поделенные местными производителями, могут вызвать негативную реакцию европейских виноделов со всеми вытекающими последствиями. Таким образом, вопрос, где и кому будет Молдова продавать свою винопродукцию остается открытым. Аналогичная ситуация ожидается и в сфере трудовой миграции. В России трудится огромное количество мигрантов из Молдовы. В случае, если Россия предпримет меры по ограничению миграционных потоков из Молдовы, с одной стороны, это вызовет социальную напряженность в самой Молдове (а также известные экономические проблемы), с другой стороны, в условиях ограниченного количества рабочих мест в самой республике, массы мигрантов устремятся на просторы ЕС, переживающего не самые лучшие времена. Обрадуется ли этому Брюссель? Во-вторых, остается под сомнением, выиграет ли экономически Молдова от начала реализации проекта Зоны свободной торговли с ЕС. Учитывая разницу экономических потенциалов Молдовы и стран ЕС, нужно быть готовым к тому что местный рынок наводнится дешевыми и качественными европейскими товарами, что несомненно ударит по местному производителю (это касается и молдавских виноделов). В данных условиях местному бизнесу придется приложить немало усилий, чтобы наладить схемы, которые заинтересуют европейского производителя, к примеру, по предоставлению дешевой рабочей силы для производства продукции из европейского сырья на территории РМ для последующей реализации на просторах ЕС. Таким образом, либерализация молдавского рынка позволит выжить только самым крупным компаниям, мелкому же производителю придется туго. Примечательно, что в молдавской прессе фигурируют оценки, согласно которым, в результате либерализации торговли с ЕС цены на товары народного потребления снизятся на 9% на одежду, на 3,3% на текстиль, на 7,1% на масла и жиры растительные и животные, на 3,4% на овощи и фрукты и на 2,1% на алкогольные и безалкогольные напитки[3]. На чем основываются такие оценки, неизвестно. Нельзя забывать также о том, что в рамках ЗСТ РМ-ЕС молдавскому производителю будут предъявленны требования соблюдения высоких стандартов качества производимой продукции, принятых в ЕС – а это дополнительные издержки, на которые далеко не каждый производитель в Молдове сможет пойти. В-третьих, следует ожидать неизбежного обострения приднестровского конфликта. Весь 2012 г. приднестровские власти твердили об тех негативных эффектах, которые ожидают экономику ПМР в случае подписания Соглашения об ассоциации Молдовы с ЕС. Приднестровье негативно расценивает такую ситуацию, видя многократно возрастающие риски, т.к. ЕС ясно дает понять Тирасполю, что у того могут возникнуть проблемы с экспортом в случае, если Приднестровье не присоединится к зоне свободной торговли РМ-ЕС. Дело в том, что льготный режим автономных торговых преференций (АТП) для приднестровского экспорта, введенный в марте 2008 г., будет сохранен до конца 2015 г., и тогда Приднестровью необходимо будет определиться - либо ПМР входит в ЗСТ РМ-ЕС, либо платит пошлины такого размера (предполагается, что стоимость приднестровских товаров на европейском рынке увеличится на 15-25%), что приднестровские товары становятся неконкурентоспособными на европейском рынке, что повлечет неминуемое падение экспорта и соответствующие экономические проблемы в ПМР. Самые большие трудности в будущем ожидаются у швейных производств, которые поставляют в ЕС порядка 80% продукции[4]. Т.к. в ПМР не используется НДС, а собственного сырья для легкой промышленности практически нет, оно ввозится преимущественно из ЕС. Перемещение таких товаров производится при заявлении и оформлении таможнями ЕС и ПМР под льготным таможенным режимом переработки товаров под таможенным контролем без уплаты каких-либо ввозных-вывозных пошлин. Таким образом, ПРМ получает средства за оказанные услуги по переработке товаров. Этот режим, выгодный прежде всего ПМР, будет свернут в 2015 г., и ребром встанет вопрос о переориентации экспортных потоков. Однако специалисты из Молдовы полагают, что основная опасность для региона кроется в том, что в Приднестровье будут отменены таможенные пошлины, которые составляют 7,3% (в то время как на территории Молдовы – 4,6%. Т.е., начало работы ЗСТ ЕС приведет к снижению доходов бюджета региона на 6-10% и ужесточению конкурентной борьбы между местными компаниями[5]. Однако, считают в Молдове, ведущие производители на территории ПМР получат доступ к европейскому рынку, что приведет к удешевлению импортного сырья и соответственно, увеличит их конкурентоспособность[6]. Таким образом, Кишинев, парафировавший Соглашение об ассоциации с ЕС, искренне полагает, что в случае подписания Соглашение не станет причиной проблем в экономике Приднестровья, не приведет к снижению сбыта молдавской продукции на рынках СНГ, а наоборот, наконец, приведет к процветанию Молдовы. При этом никто из молдавского истэблишмента не в состоянии объяснить механизмы достижения молдавского prosperity, предупредить о рисках, озвучить минусы этого проекта. Тем временем для большинства специалистов очевидно, что парафирование и возможное подписание Соглашения об ассоциации Молдовы с ЕС, является проектом не экономическим, а чисто политическим, идущим вразрез с интересами РФ, но целиком в русле политики Вашингтона и Брюсселя в регионе. В этой связи нельзя упускать из виду и все более настойчиво высказываемое молдавской элитой пожелание изменить конституцию РМ в части, касающейся нейтрального статуса Молдовы, т.е. речь идет о возможности вступления республики в НАТО. В отличие от Украины, которой есть что терять, Молдове, очевидно, терять нечего (прежде всего в экономической сфере). Именно этим объясняется безоглядное стремление интегрироваться в европейские структуры, невзирая на то, что большая часть населения высказывается за сохранения партнерских отношений с Россией (это хорошо видно по данным соцопросов). И в этом смысле России будет очень не просто найти инструменты, чтобы воздействовать на Кишинев. Чуть ли не единственным таким инструментом является Приднестровье, которое, к слову сказать, с 1 января текущего года использует на своей территории российское законодательство. Руководство РМ искренне полагает, что «европейские перспективы» соблазнят население ПМР, и при том, что молдавские власти практически прекратили дипломатические усилия по реинтеграции, продолжают эту линию на уровне бизнеса, причем руками Брюсселя. И нужно отметить, что небезуспешно. На фоне снижающейся популярности нынешнего президента ПМР Е. Шевчука и его команды, тактика Кишинева имеет шансы на успех, хотя в данный момент и не очень значительные. Главное, что Кишинев в состоянии эйфории после ноябрьского саммита не может осознать простую вещь – как бы ни сложилась ситуация вокруг Соглашения, Брюссель будет активно использовать фактор Приднестровья, требуя от Кишинева именно политического решения данного вопроса. Таким образом, вопрос о перспективах Молдовы после подписания Соглашения об ассоциации с ЕС остается открытым. Стремление Кишинева сделать это до следующих парламентских выборов вполне объяснимо - нынешние ориентированные на Запад власти не уверены в своей победе на этих выборах, поэтому сейчас они готовы приложить максимум усилий к продвижению в этом вопросе. В случае, если победу на выборах одержат политические силы, ориентирующиеся на Восток, им не удастся резко изменить внешнеполитический курс Молдовы. Данное обстоятельство заслуживает особого внимания со стороны Москвы, ведь речь идет о ее геополитических и стратегических интересах, а также вопросах обеспечения безопасности.
[1] Соглашение об ассоциации с ЕС: что, кто, когда? // URL: point.md/ru/novosti/politika/soglashenie-ob-associacii-s-es58-chto-kto-kogda [2] Чем обернется для Молдовы евроинтеграция // URL: www.notum.info/news/ekonomika/chem-obernyotsya-dlya-moldovyi-evrointegracziya [3] Мифы об ассоциации с ЕС // URL: www.inosmi.ru/sngbaltia/20131120/214939584.html [4] Ганин Ю. Приднестровским предприятиям все равно придется модернизироваться // URL: novostipmr.com/ru/news/13-10-14/yuriy-ganin-pridnestrovskim-predpriyatiyam-v-lyubom-sluchae (дата обращения: 15.10.2013). [5] Мифы об ассоциации с ЕС // URL: www.inosmi.ru/sngbaltia/20131120/214939584.html [6] Там же. Опубликовано: 03.02.2014 Просмотров: 3816 Вернуться к публикациям |
Ваши отзывы (0): |
|
Вы можете оставить отзыв о статье: |
“По словам бывшего министра иностранных дел Великобритании Милибанда, в случае вывода войск МССБ из ИРА, талибы смогут прийти к власти в течение нескольких дней. В своем интервью в начале апреля с.г. председатель Объединенного комитета начальников штабов США генерал Демпси заявил, что «талибы, вероятно, будут продолжать представлять угрозу безопасности Афганистана долгое время после вывода иностранных войск…» «Талибы по-прежнему останутся серьезной угрозой для правопорядка в Афганистане», – вторит ему другой американский генерал, командующий МССБ Данфорд.”
Ссылка на полную публикацию