Центр исследований
кризисных ситуаций
Мы ушли. Они пришли...Тоже уходят - Кто следующий?

А. Александров.

15 февраля исполняется 25 лет вывода Ограниченного контингента Советских войск (ОКСВА) из Афганистана . В этой связи к данной теме вновь проявили интерес политологи, страноведы и другие специалисты, занимающихся проблемами  Центральной Азии в целом и Афганистана в частности.  Снова возникли споры, правильно ли сделало руководство СССР, приняв нелегкое для себя решение о вводе войск.  Отрадно уже то, что в отличие от начала 90-х годов все больше преобладает здравых точек зрения. Возможно, они подкрепляются опытом вооруженных формирований США и НАТО (ISAF) с 2002 по 2014 гг. (который предполагается как год  их вывода).

Чтобы лучше понять суть проблемы уже на основе всех событий, прошедших с 15 февраля 1989 года, следует вернуться в 1978 – 1979 гг., которые послужили отправной точкой афганской трагедии, продолжающейся до наших дней.  Итак, в апреле 1978 года произошла т.н. Саурская революция, к власти в Афганистане, после свержения премьер – министра Дауда, пришла НДПА, которая вскоре раскололась на две фракции, Парчам и Хальк. Между фракциями возникла острая непримиримая борьба, в которой победили  лидеры Халька  - Тараки и Амин. Впрочем, первый, через непродолжительное время был «устранен» вторым, и Амин стал единственным лидером с диктаторскими полномочиями. Руководство фракции Парчам было вынуждено бежать из страны. Оставляя детали событий и взаимоотношения  фракций специалистам – афгановедам (эти события хорошо известны  из многочисленных публикаций и исследований, посвященных  этой теме), коснемся лишь того что, почему и как произошло 27 декабря 1979 года.

После прихода к власти Хафизуллы Амина,  в стране начался повальный террор, который распространился как на его политических противников в лице членов Парчам, так и на всех других оппонентов, включая  лидеров мусульманского духовенства  Афганистана. Многие из них были казнены без особых юридических проволочек. В стране начали вспыхивать мятежи среди военных (Гератский мятеж весной 1979 года), стало резко нарастать вооруженное сопротивление в ряде провинций. В этот период в Афганистане находилось большое число советских специалистов, которые помогали в области геологоразведки, в строительстве жилых и промышленных объектов, инфраструктуры и сельскохозяйственных предприятий (с/х комплекс в Джелалабаде и пр.).  Их работа в провинциях стала небезопасной, значительная часть была стянута в Кабул и встал вопрос об их возможной эвакуации в случае резкого осложнения обстановки.  Действия Хафизуллы Амина стали вызывать все большее беспокойство у советского руководства по мере того, как он все чаще прибегал к репрессивным мерам по отношению к членам Парчам. Руководитель партии Бабрак Кармаль был вынужден бежать вместе со своими сторонниками (Анахита Ратебзад, Мохаммад Наджибулла), а ряд других министров, поддерживавших Тараки (Асадулла Сарвари, Ватанджар, министр обороны, Гулябзой и Маздурьяр) были вынуждены просить убежища в Посольстве СССР.

Характерно, что наряду с репрессиями, Хафизулла Амин постоянно настаивал на вводе советских войск для оказания помощи в борьбе с моджахедами, которых готовил, поддерживал и направлял в Афганистан соседний Пакистан.

Осенью 1979 года произошел целый ряд выступлений в формированиях Афганской армии,  сразу же  жестоко подавленных.  Следует также принять во внимание, что в феврале 1979 года был похищен, и убит в ходе освобождения (при неясных обстоятельствах, вместе с террористами)  посол США  Адольф Даббс. Кстати, освобождением его руководил начальник личной охраны Амина майор Джандад.

В Тегеране, где незадолго до этого произошла т.н. Революция мулл и был свергнут шах, захвачены в качестве заложников сотрудники Посольства США. Для их освобождения была организована целая операция с участием спецподразделений. В определенном смысле эти действия могли рассматриваться советским руководством как прелюдия для оправдания вторжения ВС США в Иран с одновременным началом действий вооруженными силами Пакистана уже в зоне племен и южных провинциях Афганистана (Кандагар).

Такова была военно – политическая обстановка на момент, когда перед советским руководством встала дилемма, вводить ли войска в Афганистан для стабилизации там ситуации (большая часть членов  Парчама, т.е. умеренного крыла НДПА, были  приверженцами  СССР , как впрочем, многие члены фракции Хальк). Это к вопросу о том, что пожилое Политбюро не могло достаточно адекватно оценить ситуацию.  

В ноябре – декабре Амин устроил самый настоящий террор, и эти действия могли  развязать серьезный международный конфликт. Как признал в своей книге «Великая шахматная доска» З.Бжезинский, США предпринимали все шаги, которые могли способствовать развитию обстановки в Афганистане в самом неблагоприятном для СССР направлении. В отношении самого Амина по каналам разведслужб постоянно поступали материалы, которые могли быть истолкованы как его причастность к спецслужбам США (Амин в свое время обучался в США и был там главой афганского землячества), т.е  к нему потенциально могли быть вербовочные подходы.

Что касается решения о штурме силами спецподразделений Резиденции Амина (Дворец Тадж - Бек), то вообще – то это должны были делать «здоровые силы» Афганской революции, однако  силы эти либо были фактически уничтожены репрессивным аппаратом Амина (контрразведкой КАМ руководил его племянник), либо не в состоянии по своим возможностям свергнуть диктатора. В случае неблагоприятного стечения обстоятельств, упомянутая выше очень многочисленная колония советских специалистов могла оказаться в заложниках, что тоже являлось немаловажным фактором. 

Первоначально предполагалось использовать в операции лишь усиленный батальон ВДВ, находившийся на авиабазе Баграм, и подразделения спецназа КГБ и ГРУ в Кабуле (перед ними как раз и была поставлена задача обеспечения вывода сотрудников совпредставительств еще с июля 1979 года). Однако в ходе  разработки  предстоящей  операции и руководитель представительства КГБ и главный военный советник доложили в Москву, что этих сил может оказаться недостаточно для проведения операции.  В результате советское руководство приняло решение о вводе Ограниченного контингента войск в лице 103 - й Дивизии ВДВ, 108-й Мотострелковой дивизии  и ряда других подразделений для обеспечения операции «Шторм 333».  На авиабазу Баграм были переброшены ранее бежавшие в СССР и другие страны Варшавского договора члены Парчам, которые должны были мобилизовать своих сторонников в воинских частях (в частности, в полку коммандос и др.) на свержение Амина. Часть из них действительно шла в порядках подразделений спецназа «Зенит» и «Гром», однако все остальные подразделения, которые должны были быть ими мобилизованы, к тому времени были Амином нейтрализованы, т.е. ненадежные офицеры были изгнаны из армии или физически уничтожены, а на будущее, по информации от оперативных источников, готовилась еще одна большая чистка. Эти события так же инициировали проведение операции.

Что касается самого ввода войск, то, с юридической точки зрения, он основывался на соглашении между СССР и ДРА о взаимной помощи, хотя многие «гуманисты» либерального толка и именуют ввод войск не иначе как вторжение в бедную,  независимую страну.  Если бы не вошли наши войска, в нее вошли бы пакистанские или иные военные формирования, пусть даже под маской моджахедов.

Фактически же гражданская война на первых порах именно в 1980 г. была даже несколько остановлена, во всяком случае, в городах ситуация была стабилизирована. Другое дело, что Соединенные Штаты (опять же, по Бжезинскому) получили формальный предлог мобилизовать своих союзников, прежде всего в лице Саудовской Аравии и Пакистана при всесторонней масштабной технической помощи вооружением подразделениям моджахедов. Следует также обратить внимание на то, что поток беженцев из Афганистана в Пакистан спровоцировал именно Амин, когда подразделения афганской армии жестоко подавляли любые попытки сопротивления на религиозной почве, либо в ходе проводившейся конфискации и «передачи» земель крестьянам, что естественно, вызывало у обиженных землевладельцев, как правило племенных вождей, активное неприятие.

В данном материале не рассматривается вся совокупность факторов, которые привели к развитию событий в Афганистане в виде гражданской войны. Безусловно, ошибок было сделано более чем достаточно, но следует отметить, что уже с 1986 года, т.е. с момента прихода к власти Мохаммеда Наджибуллы, стабилизация обстановки  стала очевидной. Гражданская война, если именовать события так, не может быть закончена одномоментно. Проходит довольно длительный период, когда бывшие враги начинаю адаптироваться к новой обстановке межнационального согласия. Во всяком случае, во внутренней политике Наджибулла стал придерживаться практики привлечения племенных вождей и местных авторитетов, включая Хазараджат и Нуристан, к диалогу, предпринял попытки открыто установить контакты как с вооруженной оппозицией, так и с нейтральными племенами. Были освобождены политические заключенные, предприняты шаги к возвращению беженцев в Афганистан. К осени 1986 года под контроль Правительства перешли почти 2 000 кишлаков, некоторые  провинции были полностью освобождены, мирные кишлаки не уничтожались. Большая часть городов находилась под контролем Правительства (за исключением Кандагара и Герата, которые лишь частично контролировались властью).  Попытки моджахедов захватить Хост также были провалены.

В целом, Правительство Наджибуллы продержалось до января 1992 года, несмотря на ряд мятежей (выступление Таная в 1989 г.) и непрерывные попытки отрядов моджахедов взять под контроль коммуникации страны.  Даже вывод Советских войск в феврале 1989 года не повлиял на изменение ситуации, поскольку все попытки вооруженной оппозиции захватить Джелалабад, Шинданд, Файзабад и стратегически важный тоннель Саланг закончились безуспешно.

Падение этого режима было связано с событиями в СССР, когда верные ему вооруженные силы были лишены снабжения  вооружением, боеприпасами и продовольствием. По решению нового российского либерального правительства, фактически он был предан.  Следует вспомнить, что еще в 1991 году министр иностранных дел еще РСФСР Андрей Козырев, ныне благополучно проживающий в г.Майами (США), заявил, что в Афганистане все готово к полному урегулированию, мешает этому только «советская поддержка экстремистов во главе с Наджибуллой» (Советский Союз еще существовал, но, видимо, определенные  лица во властных эшелонах уже знали его судьбу).  Сохрани мы эту помощь даже в ограниченных размерах и окажи поддержу Наджибулле, история могла принять другой оборот.

Подытоживая эту часть материала, следует сказать, что, по сути возможный ввод войск в какой – то мере предотвратил другой вариант действий со стороны Соединенных Штатов и их союзников против СССР. Трудно говорить в сослагательном наклонении, остается только гипотеза. 

Конечно, войска могли быть выведены и ранее. Обстановка в Афганистане уже позволяла это сделать, боевые действия со стороны ОКСВА в 1988 – 1989 гг. имели очень ограниченный  характер  (только поддержка афганских ВС). 

Но вспоминая сегодня ситуацию с выводом войск ОКСВА, почему – то обращаешь внимание, что после этих событий синхронно начались вспышки сепаратизма и межнациональной розни в различных частях СССР, как по мановению чьей – то дирижерской палочки (Казахстан, Узбекистан, Сумгаит, Карабах, Ингушско – Осетинский конфликт и тд.), затем начались брожения в республиках Балтии, а в итоге все закончилось известными событиями августа 1991 года.

Действия  ОКСВА (в количестве примерно 50 000 боевого состава)  по борьбе с формированиями моджахедов (особенно в первый период пребывания) позволяли правительству ДРА, а затем РА, контролировать территорию страны в целом (крупные города, пути  сообщения между ними и т.п), при том, что фактически, со второй половины срока, против нас уже воевала довольно значительная коалиция стран во главе с США, осуществлялось колоссальное информационное воздействие на умы граждан нашей страны. 

В конце – концов, объективный ход событий, начавшиеся переговоры в Женеве и давление Запада на «Империю Зла» привели  к решению о необходимости вывода ОКСВА. Наш воинский контингент вышел достойно, не уронив чести российских офицеров и солдат (за исключением отдельных моментов, которые тем не менее, не могут смазать общую картину). Говорить о том, что Советский Союз потерпел поражение как таковое вряд ли приходится. Сигнал к очернению тех, кто выполнял приказ, был дан уже со стороны бывшего политического руководства страны в лице Горбачева, Яковлева, Козырева и им подобным.

Тэги: ISAF, А.Александров, Александров, Афганистан, вывод войск, ОКСВА, Пакистан, СССР, США

Опубликовано: 14.02.2014 Просмотров: 1904 Вернуться к публикациям

Ваши отзывы (0):
 
Вы можете оставить отзыв о статье:
Ваше имя:
Ваш отзыв:
Публикации


Цитаты

“Абдул Каюм Карзай - брат Хамида Карзая. Этот человек долгое время жил в США, имел там мелкий ресторанный и прочий бизнес. После того, как его брат стал президентом Афганистана, Абдул Каюм переехал в Кабул. Он не имеет ни заслуг перед своей страной, ни опыта государственного руководства, ни обаяния, необходимого политическому деятелю. Однако его выдвижение на высший государственный пост имеет определенный смысл, так как афганскому избирателю ясно, что Абдул Каюм Карзай будет проводить такую же политику, как и Хамид Карзай. Его электорат – прозападно настроенные, крупные бизнесмены, армейские чины, полиция, коррумпированные госчиновники.”

Ссылка на полную публикацию