А. Александров. 15 февраля исполняется 25 лет вывода Ограниченного контингента Советских войск (ОКСВА) из Афганистана . В этой связи к данной теме вновь проявили интерес политологи, страноведы и другие специалисты, занимающихся проблемами Центральной Азии в целом и Афганистана в частности. Снова возникли споры, правильно ли сделало руководство СССР, приняв нелегкое для себя решение о вводе войск. Отрадно уже то, что в отличие от начала 90-х годов все больше преобладает здравых точек зрения. Возможно, они подкрепляются опытом вооруженных формирований США и НАТО (ISAF) с 2002 по 2014 гг. (который предполагается как год их вывода). Чтобы лучше понять суть проблемы уже на основе всех событий, прошедших с 15 февраля 1989 года, следует вернуться в 1978 – 1979 гг., которые послужили отправной точкой афганской трагедии, продолжающейся до наших дней. Итак, в апреле 1978 года произошла т.н. Саурская революция, к власти в Афганистане, после свержения премьер – министра Дауда, пришла НДПА, которая вскоре раскололась на две фракции, Парчам и Хальк. Между фракциями возникла острая непримиримая борьба, в которой победили лидеры Халька - Тараки и Амин. Впрочем, первый, через непродолжительное время был «устранен» вторым, и Амин стал единственным лидером с диктаторскими полномочиями. Руководство фракции Парчам было вынуждено бежать из страны. Оставляя детали событий и взаимоотношения фракций специалистам – афгановедам (эти события хорошо известны из многочисленных публикаций и исследований, посвященных этой теме), коснемся лишь того что, почему и как произошло 27 декабря 1979 года. После прихода к власти Хафизуллы Амина, в стране начался повальный террор, который распространился как на его политических противников в лице членов Парчам, так и на всех других оппонентов, включая лидеров мусульманского духовенства Афганистана. Многие из них были казнены без особых юридических проволочек. В стране начали вспыхивать мятежи среди военных (Гератский мятеж весной 1979 года), стало резко нарастать вооруженное сопротивление в ряде провинций. В этот период в Афганистане находилось большое число советских специалистов, которые помогали в области геологоразведки, в строительстве жилых и промышленных объектов, инфраструктуры и сельскохозяйственных предприятий (с/х комплекс в Джелалабаде и пр.). Их работа в провинциях стала небезопасной, значительная часть была стянута в Кабул и встал вопрос об их возможной эвакуации в случае резкого осложнения обстановки. Действия Хафизуллы Амина стали вызывать все большее беспокойство у советского руководства по мере того, как он все чаще прибегал к репрессивным мерам по отношению к членам Парчам. Руководитель партии Бабрак Кармаль был вынужден бежать вместе со своими сторонниками (Анахита Ратебзад, Мохаммад Наджибулла), а ряд других министров, поддерживавших Тараки (Асадулла Сарвари, Ватанджар, министр обороны, Гулябзой и Маздурьяр) были вынуждены просить убежища в Посольстве СССР. Характерно, что наряду с репрессиями, Хафизулла Амин постоянно настаивал на вводе советских войск для оказания помощи в борьбе с моджахедами, которых готовил, поддерживал и направлял в Афганистан соседний Пакистан. Осенью 1979 года произошел целый ряд выступлений в формированиях Афганской армии, сразу же жестоко подавленных. Следует также принять во внимание, что в феврале 1979 года был похищен, и убит в ходе освобождения (при неясных обстоятельствах, вместе с террористами) посол США Адольф Даббс. Кстати, освобождением его руководил начальник личной охраны Амина майор Джандад. В Тегеране, где незадолго до этого произошла т.н. Революция мулл и был свергнут шах, захвачены в качестве заложников сотрудники Посольства США. Для их освобождения была организована целая операция с участием спецподразделений. В определенном смысле эти действия могли рассматриваться советским руководством как прелюдия для оправдания вторжения ВС США в Иран с одновременным началом действий вооруженными силами Пакистана уже в зоне племен и южных провинциях Афганистана (Кандагар). Такова была военно – политическая обстановка на момент, когда перед советским руководством встала дилемма, вводить ли войска в Афганистан для стабилизации там ситуации (большая часть членов Парчама, т.е. умеренного крыла НДПА, были приверженцами СССР , как впрочем, многие члены фракции Хальк). Это к вопросу о том, что пожилое Политбюро не могло достаточно адекватно оценить ситуацию. В ноябре – декабре Амин устроил самый настоящий террор, и эти действия могли развязать серьезный международный конфликт. Как признал в своей книге «Великая шахматная доска» З.Бжезинский, США предпринимали все шаги, которые могли способствовать развитию обстановки в Афганистане в самом неблагоприятном для СССР направлении. В отношении самого Амина по каналам разведслужб постоянно поступали материалы, которые могли быть истолкованы как его причастность к спецслужбам США (Амин в свое время обучался в США и был там главой афганского землячества), т.е к нему потенциально могли быть вербовочные подходы. Что касается решения о штурме силами спецподразделений Резиденции Амина (Дворец Тадж - Бек), то вообще – то это должны были делать «здоровые силы» Афганской революции, однако силы эти либо были фактически уничтожены репрессивным аппаратом Амина (контрразведкой КАМ руководил его племянник), либо не в состоянии по своим возможностям свергнуть диктатора. В случае неблагоприятного стечения обстоятельств, упомянутая выше очень многочисленная колония советских специалистов могла оказаться в заложниках, что тоже являлось немаловажным фактором. Первоначально предполагалось использовать в операции лишь усиленный батальон ВДВ, находившийся на авиабазе Баграм, и подразделения спецназа КГБ и ГРУ в Кабуле (перед ними как раз и была поставлена задача обеспечения вывода сотрудников совпредставительств еще с июля 1979 года). Однако в ходе разработки предстоящей операции и руководитель представительства КГБ и главный военный советник доложили в Москву, что этих сил может оказаться недостаточно для проведения операции. В результате советское руководство приняло решение о вводе Ограниченного контингента войск в лице 103 - й Дивизии ВДВ, 108-й Мотострелковой дивизии и ряда других подразделений для обеспечения операции «Шторм 333». На авиабазу Баграм были переброшены ранее бежавшие в СССР и другие страны Варшавского договора члены Парчам, которые должны были мобилизовать своих сторонников в воинских частях (в частности, в полку коммандос и др.) на свержение Амина. Часть из них действительно шла в порядках подразделений спецназа «Зенит» и «Гром», однако все остальные подразделения, которые должны были быть ими мобилизованы, к тому времени были Амином нейтрализованы, т.е. ненадежные офицеры были изгнаны из армии или физически уничтожены, а на будущее, по информации от оперативных источников, готовилась еще одна большая чистка. Эти события так же инициировали проведение операции. Что касается самого ввода войск, то, с юридической точки зрения, он основывался на соглашении между СССР и ДРА о взаимной помощи, хотя многие «гуманисты» либерального толка и именуют ввод войск не иначе как вторжение в бедную, независимую страну. Если бы не вошли наши войска, в нее вошли бы пакистанские или иные военные формирования, пусть даже под маской моджахедов. Фактически же гражданская война на первых порах именно в 1980 г. была даже несколько остановлена, во всяком случае, в городах ситуация была стабилизирована. Другое дело, что Соединенные Штаты (опять же, по Бжезинскому) получили формальный предлог мобилизовать своих союзников, прежде всего в лице Саудовской Аравии и Пакистана при всесторонней масштабной технической помощи вооружением подразделениям моджахедов. Следует также обратить внимание на то, что поток беженцев из Афганистана в Пакистан спровоцировал именно Амин, когда подразделения афганской армии жестоко подавляли любые попытки сопротивления на религиозной почве, либо в ходе проводившейся конфискации и «передачи» земель крестьянам, что естественно, вызывало у обиженных землевладельцев, как правило племенных вождей, активное неприятие. В данном материале не рассматривается вся совокупность факторов, которые привели к развитию событий в Афганистане в виде гражданской войны. Безусловно, ошибок было сделано более чем достаточно, но следует отметить, что уже с 1986 года, т.е. с момента прихода к власти Мохаммеда Наджибуллы, стабилизация обстановки стала очевидной. Гражданская война, если именовать события так, не может быть закончена одномоментно. Проходит довольно длительный период, когда бывшие враги начинаю адаптироваться к новой обстановке межнационального согласия. Во всяком случае, во внутренней политике Наджибулла стал придерживаться практики привлечения племенных вождей и местных авторитетов, включая Хазараджат и Нуристан, к диалогу, предпринял попытки открыто установить контакты как с вооруженной оппозицией, так и с нейтральными племенами. Были освобождены политические заключенные, предприняты шаги к возвращению беженцев в Афганистан. К осени 1986 года под контроль Правительства перешли почти 2 000 кишлаков, некоторые провинции были полностью освобождены, мирные кишлаки не уничтожались. Большая часть городов находилась под контролем Правительства (за исключением Кандагара и Герата, которые лишь частично контролировались властью). Попытки моджахедов захватить Хост также были провалены. В целом, Правительство Наджибуллы продержалось до января 1992 года, несмотря на ряд мятежей (выступление Таная в 1989 г.) и непрерывные попытки отрядов моджахедов взять под контроль коммуникации страны. Даже вывод Советских войск в феврале 1989 года не повлиял на изменение ситуации, поскольку все попытки вооруженной оппозиции захватить Джелалабад, Шинданд, Файзабад и стратегически важный тоннель Саланг закончились безуспешно. Падение этого режима было связано с событиями в СССР, когда верные ему вооруженные силы были лишены снабжения вооружением, боеприпасами и продовольствием. По решению нового российского либерального правительства, фактически он был предан. Следует вспомнить, что еще в 1991 году министр иностранных дел еще РСФСР Андрей Козырев, ныне благополучно проживающий в г.Майами (США), заявил, что в Афганистане все готово к полному урегулированию, мешает этому только «советская поддержка экстремистов во главе с Наджибуллой» (Советский Союз еще существовал, но, видимо, определенные лица во властных эшелонах уже знали его судьбу). Сохрани мы эту помощь даже в ограниченных размерах и окажи поддержу Наджибулле, история могла принять другой оборот. Подытоживая эту часть материала, следует сказать, что, по сути возможный ввод войск в какой – то мере предотвратил другой вариант действий со стороны Соединенных Штатов и их союзников против СССР. Трудно говорить в сослагательном наклонении, остается только гипотеза. Конечно, войска могли быть выведены и ранее. Обстановка в Афганистане уже позволяла это сделать, боевые действия со стороны ОКСВА в 1988 – 1989 гг. имели очень ограниченный характер (только поддержка афганских ВС). Но вспоминая сегодня ситуацию с выводом войск ОКСВА, почему – то обращаешь внимание, что после этих событий синхронно начались вспышки сепаратизма и межнациональной розни в различных частях СССР, как по мановению чьей – то дирижерской палочки (Казахстан, Узбекистан, Сумгаит, Карабах, Ингушско – Осетинский конфликт и тд.), затем начались брожения в республиках Балтии, а в итоге все закончилось известными событиями августа 1991 года. Действия ОКСВА (в количестве примерно 50 000 боевого состава) по борьбе с формированиями моджахедов (особенно в первый период пребывания) позволяли правительству ДРА, а затем РА, контролировать территорию страны в целом (крупные города, пути сообщения между ними и т.п), при том, что фактически, со второй половины срока, против нас уже воевала довольно значительная коалиция стран во главе с США, осуществлялось колоссальное информационное воздействие на умы граждан нашей страны. В конце – концов, объективный ход событий, начавшиеся переговоры в Женеве и давление Запада на «Империю Зла» привели к решению о необходимости вывода ОКСВА. Наш воинский контингент вышел достойно, не уронив чести российских офицеров и солдат (за исключением отдельных моментов, которые тем не менее, не могут смазать общую картину). Говорить о том, что Советский Союз потерпел поражение как таковое вряд ли приходится. Сигнал к очернению тех, кто выполнял приказ, был дан уже со стороны бывшего политического руководства страны в лице Горбачева, Яковлева, Козырева и им подобным. Опубликовано: 14.02.2014 Просмотров: 2968 Вернуться к публикациям |
Ваши отзывы (0): |
|
Вы можете оставить отзыв о статье: |
“Сложившиеся в период «холодной войны» формы международного взаимодействия и регулирующая роль сверхдержав во многом способствовали эффективному сдерживанию не только возможного глобального конфликта, но и неконтролируемого развития отдельных локальных военных конфликтов, которые могли бы в дальнейшем привести к крупномасштабному противостоянию. Однако даже самым осторожным прогнозам о бесконфликтном сосуществовании не суждено было оправдаться.”
Ссылка на полную публикацию