Центр исследований
кризисных ситуаций
Часть вторая. "Они пришли"

 

 

А. Александров.

2014 год заявлен как год окончательного вывода сил ИСАФ из Исламской Республики Афганистан. Исключение должен составить малочисленный контингент американских войск, предназначенный для защиты по меньшей мере двух авиабаз, главной из которых является Баграм.

Операция под претенциозным названием «Несокрушимая свобода» началась 7 октября 2001 г., то есть менее чем через месяц после террористической атаки на Нью-Йоркские башни-близнецы. И именно этот инцидент послужил для нее формальным предлогом.

Вначале операция целиком проводилась вооруженными силами США, но после резолюции № 1386/10 Совета Безопасности ООН, она стала международной, - были созданы Международные Силы Содействия Безопасности в Афганистане (ISAF). Вторжение иностранных войск последовало всего через 12 лет (срок мистический в определенном смысле) после вывода из Афганистана ограниченного контингента советских войск, которые находились там с декабря 1979 г. по февраль 1989 г.

Все, что относится к началу операции (пожалуй, это был единственный крупный успех за весь 13-ти летний период пребывания сил США и НАТО в Афганистане) и последующим действиям ИСАФ, достаточно детально отражено во множестве материалов, размещенных в печатных и электронных СМИ. В настоящем же материале сделана попытка дать аналитическую оценку результатам деятельности сил ИСАФ.

Вскоре после событий 09.11.2001 г. и незадолго до начала операции «Несокрушимая свобода», автор этого материала беседовал с представителем CNN по странам СНГ, кажется, это была Джил Доггерти. Это было не столько интервью, сколько весьма детальный разведывательный опрос, сделанный в очень корректной форме. У автора, как у ветерана афганских событий 79, а затем 88-89 гг., интервьюер попыталась выяснить насколько мог бы быть полезен опыт проведения военных и иных операций в этой стране, и возможно ли использование ветеранов этих событий из числа граждан России и СНГ принимавших участие в боевых действиях и работе среди населения, для США. Мы так же немного побеседовали о взглядах на причину участия СССР в этом конфликте, характере конфликта на разных его стадиях, насколько режим талибов пользуется поддержкой населения и в каких регионах Афганистана.  Хотя еще тогда талибы не ответили на ультиматум, выдвинутый президентом США Джорджем Бушем (напоминаю, что речь шла о выдаче Усамы Бин Ладена и руководства Аль Каиды), тем не менее было ясно, что США предусматривает в качестве главной альтернативы военное решение «афганской проблемы».

Само вторжение, как указано выше, началось уже 7 октября, то есть через несколько дней после описанной беседы, с налета палубной авиации и нескольких десятков крылатых ракет, выпущенных по военным объектам движения Талибан, после чего последовали наземные операции, - сперва в районе Кандагара и Тора-Бора, а затем в других провинциях (операции «Анаконда», «Медуза» и проч.).

Обращает на себя внимание тот факт, что времени прошедшего с 09.11.2001 по 07.10.2001 было совершенно недостаточно для подготовки столь масштабной военной операции, в которой было задействовано большое количество боевой техники и войск. Другими словами, что подтверждается беседами автора с компетентными экспертами, «Несокрушимая свобода» начала готовиться задолго до событий 09.11.2001 г., а глубинные цели США, все-таки заключались в контроле над углеводородами Персидского залива.

Какие-то из них уже были достигнуты во время т. н. «Войны в заливе» по изгнанию Ирака из Кувейта. Но вторжение в Афганистан позволило взять под контроль районы с востока залива, тем более что наличие военных контингентов на территории Афганистана позволяло создать позиции на случай возможного решения иранской проблемы.

В 2003 г., во время т. н. операции «Иракская свобода», был окончательно решен вопрос с Саддамом. Попытки разрешить иранскую проблему натолкнулись на сопротивление России и Китая, а потом, в силу возникших обстоятельств, вообще были отложены.

Обстоятельства были таковы, что США и их союзники «зависли» и в Ираке, и в Афганистане. Обе операции потребовали значительных расходов, при том, что полноценного решения не последовало. В Ираке развернулась междоусобица суннитов и шиитов. В Афганистане, казалось бы разгромленные в начале операции, талибы не только возродились, но и сделали маловероятной как победу союзников в этой борьбе, так и создание правительства, которое могло бы контролировать территорию страны хотя бы в той мере, как это было под руководством Наджибуллы в 89-92 гг.

Каковы же основные итоги «плодотворной» деятельности ИСАФ, - а если называть вещи своими именами, то именно США (поскольку остальные больше демонстрировали свой «флаг», чтобы дать войне международный характер)?

Первое. Страна превратилась в мирового производителя героина, обеспечивающего этим наркотиком все страны, где его употребляют. Вернуть все в первоначальное состояние крайне проблематично, - это потребует огромных затрат.

Второе. Инфраструктура страны (дороги, ГЭСы, созданные в советские времена другие промышленные предприятия, в частности домостроительный комбинат в Кабуле, сельхоз комплекс в Джелалабаде, ряд объектов в Мазари-Шарифе) приходит в упадок. Ничего нового и основательного, за исключением ж/д дороги Мазари-Шариф – Хайратон, не создано за все время пребывания (не считая, разумеется, объектов, предназначенных для обслуживания контингента ИСАФ).

Третье. Не создана стабильная власть, которая могла бы контролировать города и коммуникации после ухода ИСАФ.

Четвертое. В случае «второго явления» талибов, на какой-то период вновь создается зона неопределенного будущего, связанного с вероятностью междоусобных войн и созданием напряженности на границах Афганистана с другими странами Центральной и Южной Азии.

Пятое. США и НАТО уходят из Афганистана, не решив практически ни одной из декларируемых ими ранее задач. Можно, конечно, просто назвать это провалом. По крайней мере, ОКСВА вышел куда более достойно, оставив после себя относительно стабильный государственный режим.

Другое дело, что президент Наджибулла на тот момент не имел потенциала и союзников, чтобы противостоять одновременно как различным группам моджахедов внутри страны, так и неприкрытой агрессии со стороны Пакистана, в которой участвовали не только сформированные им отряды из беженцев, но и собственные вооруженные силы (кстати, Пакистан в это время возглавляла известная демократка и сторонница США Беназир Бхутто).

Для РФ и бывших советских республик Центральной Азии возникает зона потенциальных конфликтов, степень и последствия которых пока предугадать невозможно.

Большая часть независимых экспертов считает, что действия ИСАФ не только не стабилизировали ситуацию в этом регионе, но напротив создали предпосылки для ее ухудшения. Ликвидация же Усамы Бин Ладена сама по себе не решила никаких проблем, в том числе и по ликвидации Аль Каиды, которая успешно работала в период «арабской весны», и в настоящее время продолжает свою деятельность в Сирии.

Сторонники «теории заговоров» не без основания полагают, что постоянное пребывание США в ситуации «полувойн» имеет своей целью поддержание на плаву своей экономики за счет ВПК. По метафоре Бжезинского, мир является Большой шахматной доской, а США - один из главных игроков на ней. На другой стороне этой доски, видимо, играют Россия и Китай.

Общий вывод. Кризис в Афганистане, возникший в апреле 1978 г., не был разрешен в силу объективного развития событий в период пребывания ОКСВА. Не разрешился он и в период пребывания сил США и НАТО.

В третьей части материала автор постарается сделать прогноз развития событий после вывода контингента ИСАФ.

Тэги: ISAF, Александров, Афганистан, вывод войск, ОКСВА, Пакистан, ССС

Опубликовано: 20.02.2014 Просмотров: 2324 Вернуться к публикациям

Ваши отзывы (0):
 
Вы можете оставить отзыв о статье:
Ваше имя:
Ваш отзыв:
Публикации


Цитаты

“Азербайджан, Иран, Казахстан, Россия и Туркменистан – энергетические интересы этих пяти суверенных государств сталкиваются в регионе Каспийской нефтяной провинции. В связи с этим возникает необходимость разрешения противоречий и геополитических споров в разделе балансовых и потенциальных запасов углеводородов месторождений Каспия, одного из старейших регионов нефтедобычи, только доказанные нефтяные запасы которого сопоставимы с запасами Северного моря и составляют по разным оценкам от 17 до 34 млрд. бар. (2,3—4,6 млрд. т)”

Ссылка на полную публикацию