Центр исследований
кризисных ситуаций
Новый этап украинского кризиса.

А.Александров. 

Последние события на юго – востоке Украины все больше переходят в новую фазу, которую можно охарактеризовать как начало полномасштабной  гражданской войны, о чем свидетельствует появление двух народных республик,  Донецкой и Луганской, объявивших себя суверенными образованиями, правовой статус которых был определен 11 мая на народных референдумах в обеих областях.  Сложнее развиваются события на территории Харьковской и Одесской областей, поскольку т.н. нелегитимные власти предприняли чрезвычайные меры для того, чтобы подавить там протестные движения, прежде всего, обрушив репрессии на  их лидеров.

Как будет развиваться ситуация после событий  2 мая в Одессе,  сказать на данный момент трудно, но то, что борьба может достичь достаточного высокого градуса, эксперты не сомневаются. 

В российских средствах массовой информации, электронных и печатных, сообщения  уже давно напоминают сводки с театра военных действий. Нелегитимная власть блокирует наиболее горячие точки типа Славянска, Краматорска, Мариуполя и др.населенных пунктов, продолжает концентрацию вооруженных сил  под  предлогом усиления контртеррористической операции, но события мая с большой долей очевидности подтверждают  отсутствие у Киева необходимого потенциала для успешного решения задачи по подавлению протестов в Донбассе.  Бои между ополченцами, защищающими города и населенные пункты Донбасса и силами Армии Украины и нацгвардии,  принимают все более и более ожесточенный характер и ведутся с применением все более тяжелого оружия и возрастающими потерями в живой силе и технике противоборствующих сторон.

С экранов телевизоров в России множество представителей всяческих исследовательских центров, депутатов ФС, экспертов и аналитиков дает разного рода прогнозы, причем значительная часть продолжает говорить  о некой территориальной целостности Украины, которой по факту уже нет, а в ближайшем обозримом будущем по причинам непримиримых различий в менталитете, языке, религии, национальных традициях, между западом Украины и юго – востоком ее и не будет.

Если же посмотреть правде в глаза, то надо признать - России объявлена полноценная война, которая пока возможно ведется в латентной, т.е. скрытой, форме в соответствии с постулатами войн нового поколения, а именно в форме организационной, информационной, пропагандистской (идеологической), военного давления демонстрационного характера (постоянное появление судов НАТО в Черном море, концентрация, пусть даже символическая,  войск НАТО вблизи союзного государства – Россия – Белоруссия, учения в странах Балтии), а также путем прямого оказания политической, экономической, и финансовой поддержки киевскому режиму, пришедшему  к власти в результате переворота.

Указанные выше формы могут предшествовать  конфликтам уже военного характера. В данном случае, начавшие войну против России Соединенные Штаты и их союзники по НАТО пытаются  втравить в нее как можно больше стран Евросоюза. Цель, которую они преследуют, - это создание совершенно враждебного государства непосредственно на границах Союзного государства.

Анализ событий с начала т.н. Евромайдана показывает, что у руководства  США и  стран НАТО не все пошло по разработанным ими  планам. Видимо, они рассчитывали  на  то, что Россия с 1991 года, как спавший  на печи 33 года  богатырь Илья Муромец, до последнего времени никак не влиявшая ни на какие события в Украине, а только выступавшая донором, поставляя газ и импортируя продукцию предприятий востока Украины, и в дальнейшем вынуждена будет  признать статус - кво по отношению к Киеву.

В свою очередь, США , в противовес этому,  с момента распада СССР активно включились в работу по разрушению отношений двух братских славянских государств.

Они смогли создать значительный вербовочный контингент в лице определенных слоев населения  западных областей Украины  и представителей групп, пришедших  к власти на Украине.

По признанию помощника госсекретаря США Виктории Нуланд,  США  истратили более 5 млрд. долларов на «становление демократии» на Украине. Результаты этих усилий мы  увидели по  событиям на Майдане в 2013 году и последующему расколу Украины.  Единственным местом, которое не затронули эти события, оказался Крым, в результате решительных действий РФ и  свободного  волеизъявления населения Крыма. Уже не имеет значения, называет ли Запад это аннексией, признает он или не признает включение Крыма в состав РФ, это уже совершившийся факт вне зависимости от чьей – то воли.

Возвращаясь непосредственно к первопричинам украинских событий, надо пояснить, почему множество неправительственных организаций, созданных многочисленными американскими фондами и спецслужбами США (которые эти фонды в значительной степени создавали или их создание инициировали), в основном, опиралось на представителей украинских диаспор в США и Канаде. Эти диаспоры как раз и состоят на 90% из  выходцев из Галичины и других областей Западной Украины.

Первоначально это были эмигранты конца 19 – начала 20 вв.,  к которым после Второй мировой войны присоединились т.н. «перемещенные»  лица, состоявшие из пособников нацистов, ушедших вместе с немцами, военнослужащих разгромленной дивизии СС «Галичина»  и других карательных подразделений СС, сформированных из украинцев с Запада. Позднее к ним присоединились и остатки разгромленных подразделений УПА (бандеровцев), прорвавшихся через территорию Польши и Чехословакии уже в послевоенное время в западные зоны оккупации Германии (1944 – 1947 гг.). Позднее в качестве «перемещенных» лиц они были переселены в Канаду и США (на это было специальное решение Конгресса США), таким образом, была создана  рекрутинговая  база для спецслужб в последующие годы  «холодной» войны.

За 22 года, прошедших с момента образования Украины как самостоятельного государства, идеологическая обработка части украинского населения, проживающей в западных областях, шла непрерывно. Основой этой идеологии были крайний национализм и некая теория Соборной Украины,  разработанная идеологами национализма,  которую проводили в жизнь еще Коновалец, Мельник и Бандера. 

Постоянно упоминаемый Дмитрий Ярош, один из кандидатов в президенты и глава «Правого сектора», уже в конце 80-х гг. – начале 90-х гг.начинал обработку молодежи с детей десятилетнего возраста в различных летних лагерях, - из этой категории и выросли те члены УНА УНСО, Тризуба, «Спильна Справа» и др., часть  которых позднее воевала в Чечне и Грузии против России, а потом создала  костяк  Правого сектора.

Что касается руководства страны, то начиная еще с Кравчука, Кучмы, Ющенко и кончая Януковичем, оно либо проявляло совершеннейшее  безразличие, боясь задеть достаточно опасный слой населения Западной Украины (и потерять электорат), либо, как во времена Ющенко, оказывали прямую материально – техническую поддержку этим организациям.  Они лишь робко ограничивали особо экстремистские порывы националистических организаций, но не более того. 

Следует также отметить, что очень многие выходцы с Западной Украины, поступая в учебные заведения Центральной и Юго - Восточной Украины, оставались после их окончания в Киеве, Одессе, Харькове и других городах юго - востока, однако  не только не адаптировались к населению восточных областей, но напротив,  распространяли яд ультранационализма на молодое и незрелое в этом плане население восточных областей. Отсюда и произошли, например, харьковские футбольные ультрас, активные участники Евромайдана. Резко увеличилось число молодежных националистических организаций и в других областях востока и юга Украины (Днепропетровск, Запорожье, Кировоградская,  Херсонская и Николаевская области), чего не было даже шесть – семь лет тому назад.

Особенно много т.н. «западенцев» осело в Киеве, что явилось благоприятным вербовочным контингентом для  т.н Евромайдана (характерно, что лозунг «Украина – це Европа» был забыт буквально в феврале 2014 года и на поверхность вышли наиболее радикальные  ультранационалистические лозунги).

Надо признать, что значительная часть Украины, если брать ее территорию в целом, за исключением чисто русских областей Юго - Востока, находится в настоящее время под влиянием этого  дурмана, который, безусловно, начнет проходить прежде всего в областях  Центральной Украины (население которых пока еще пребывает в неком промежуточном состоянии), когда резко упадет жизненный уровень населения, поскольку на очереди требуемые МВФ и другими заимодавцами повышение цен на газ, электроэнергию, замораживание пенсий и зарплат бюджетникам, одновременно с падением уровня производства предприятий, продукция многих из которых не отвечает нормам и требованиям Евросоюза (так что снятие таможенных пошлин ЕС на украинский экспорт собственно ничего не может изменить). Когда население опустится до определенного уровня социальных проблем,  то националистический туман  неизбежно будет рассеиваться, но к этому времени кризис может достичь самой острой фазы, имея в виду  прямое вооруженное противостояние регионов, что мы собственно и видим сейчас на примере образования самостоятельных самопровозглашенных республик, что может быть сигналом и для других областей.

Значительная часть трезвых экспертов работающих в области  геополитики считают, что только выход из состава Украины тех областей, где население решительно не хочет оставаться в ее составе, может положить конец этому противостоянию при условии признания Киевом реалий, - на что сложно надеяться, учитывая неадекватность действий Турчинова, Яценюка и тех махровых националистов, которые вошли в нынешнее правительство.

Если Россия не хочет позднее заплатить очень высокую цену в случае, если «нелегитимная»  хунта сумеет все – таки задавить Луганск, Донецк, Харьков, Одессу и т.д., то освободительному движению в этих областях надо оказывать  максимальную помощь , что касается конкретно Донецка и Луганска, то с учетом вооруженного противостояния с вооруженными силами киевской хунты эта помощь должна быть выражена прежде всего в финансовой, материально – технической,  включая  вооружение,  и направлении туда инструкторов, точно также как Запад оказывает подобную помощь оппозиционным силам радикального толка везде, где надо защитить его интересы, не стесняясь и ни на кого не обращая внимания на чьи-либо протесты  и полностью игнорируя международное право.

В конце концов, нельзя допустить, чтобы протестные движения в русскоязычных областях Украины были разгромлены. Последствия, еще раз хочу подчеркнуть, будут самые трагические. В том числе, для России, поскольку конечной целью тех, кто это все затеял, будет перенос событий на территорию РФ.  Чтобы ввести события в хоть какое – нибудь правое поле  (хотя в вооруженном гражданском конфликте говорить об этом можно условно), лидерам самопровозглашенных образований необходимо создать полноценные  органы государственного управления и свести в регулярные вооруженные силы, которые  были бы в состоянии обеспечить безопасность населения этих областей.

Рассчитывать на то, что дипломатическими методами удастся склонить Запад к принятию здравых и реалистических решений не приходится,

Что касается благих  пожеланий собраться за некий стол переговоров, то они в настоящий момент  ровным счетом ничего не значат, просто за время  пустой болтовни  будут гибнуть люди и умножаться страдания мирного  населения.

Образование государств в лице Донецкой и Луганской республик с последующим возможным присоединением к ним других русскоязычных областей по меньшей мере будет означать создание предполья, которое в критической ситуации противостояния с Западом может обеспечить безопасность РФ.

С сильными считаются, а слабых загоняют  в  угол до полной их капитуляции.

Мнение автора может не совпадать с мнение других экспертов и администрации сайта. 

Тэги: боевые действия, Донецкая республика, Евромайдан, Луганская республика, НАТО, Россия, США, Украина

Опубликовано: 19.05.2014 Просмотров: 2290 Вернуться к публикациям

Ваши отзывы (0):
 
Вы можете оставить отзыв о статье:
Ваше имя:
Ваш отзыв:
Публикации


Цитаты

“Сложившиеся в период «холодной войны» формы международного взаимодействия и регулирующая роль сверхдержав во многом способствовали эффективному сдерживанию не только возможного глобального конфликта, но и неконтролируемого развития отдельных локальных военных конфликтов, которые могли бы в дальнейшем привести к крупномасштабному противостоянию. Однако даже самым осторожным прогнозам о бесконфликтном сосуществовании не суждено было оправдаться.”

Ссылка на полную публикацию