Центр исследований
кризисных ситуаций
Украинский «цугцванг»...

А. Александров

Выборы нового «легитимного» президента Украины в «нелегитимной» обстановке создают новую рубежную ситуацию, которая требует от всех заинтересованных участников принятия новых решений.

На 25 мая 2014 года все вышеупомянутые участники оказались, пользуясь шахматной терминологией, в положении «цугцванга», то есть тупика, когда по тем или иным причинам ни одна из сторон не может достичь поставленных целей. Прежде всего, это касается военного противостояния киевских властей и представителей вновь образованных Донецкой и  Луганской Республик, заявивших о создании независимого от  Украины государства Новороссия и потребовавших вывода вооруженных сил Украины с его территории.

Несмотря на многократное превосходство вооруженных сил и национальной гвардии Украины в живой силе и боевой технике, ополченцы Донецка и Луганска на протяжении многих недель достаточно успешно им противостоят. Вооруженные лишь автоматами, пулеметами и в ограниченном количестве противотанковым оружием, ополченцы удерживают армаду бронетанковой техники, тяжелых артиллерийских  систем, включая «Град». К тому же ВС Украины активно используют и авиацию (штурмовая авиация, боевые вертолеты МИ-24 и МИ-8МТ), правда пока скорее в целях психологического воздействия на ополченцев, население и для рекогносцировки. Но, как показали события 26 мая в Донецке, они стали применять ее для ударов по гражданским объектам, а не только по боевым целям.

Говоря о нынешнем потенциале властей не признанных (пока) самопровозглашенных республик, следует отметить, что он достаточно ограничен в политическом, а главное, в военном, финансовом и экономическом отношениях.

Референдум, проведенный 11 мая, показал безусловную поддержку подавляющего числа населения Донецка и Луганска новым властям. Однако следует отметить, что в административном отношении новая власть распространяется на более или менее крупные промышленные центры этих областей. Ряд же районов, главным образом, сельских населенных пунктов, контролируются отчасти Киевом. Командование ополчения просто не в состоянии обеспечить контроль над ними и, тем более, их оборону.

Часть населения остается либо нейтральной, заняв позицию выжидания, либо даже поддерживает нелегитимные власти, внешне этого не демонстрируя по соображениям собственной безопасности. К этой категории  относятся некоторые представители т. н. интеллигенции, а так же топ-менеджмент предприятий, принадлежащих крупным донецким олигархам. Рабочие этих предприятий вынуждены под угрозой увольнения так же придерживаться позиции, которую можно определить как пассивное ожидание дальнейшего развития событий, что хорошо демонстрирует ситуация на заводах и шахтах, принадлежащих тем же  Ахметову, Таруте и др.

Объявленные властями Луганска и Донецка угрозы национализировать предприятия, если олигархи не будут платить налоги в бюджеты республик, носят скорее декларативный, чем реальный характер.

Есть серьезные трудности и в образовании новых органов власти, что обусловлено ведущимися боевыми действиями, отвлекающими значительные кадровые, материальные и финансовые ресурсы, которые и так достаточно ограничены (последние формируются главным образом за счет пожертвований населения и сторонников ДНР и ЛНР).

Не имея открытой границы с территорией РФ, власти самопровозглашенных республик не в состоянии получить необходимые ресурсы (материально-технические средства, продовольствие и прочее, включая средства ведения вооруженной борьбы). Многие из предприятий Донецкой и Луганской областей производят продукцию, ориентированную на рынки РФ, однако, очевидно, они не могут быть направлены в Россию, так как охрана границы и таможенная служба пока еще подчиняются киевским властям. То есть, не решив вопросов контроля госграницы и создания собственных таможенных органов, проблему поступления доходов от внешнеэкономической деятельности в интересах, собственно, новообразованных республик, не представляется возможным.

То есть, главный вопрос заключается в скорейшем формировании собственных структур государственного управления, включая вооруженные силы, пограничную и таможенную службы.

Основными положительными факторами для новых властей Юго-Востока является безусловная поддержка большинства населения и сильная мотивация своих действий. Эта поддержка будет только усиливаться по мере давления на самопровозглашенные республики и выходящее за рамки общепринятой человеческой морали действия боевиков Правого сектора, Национальной гвардии, формируемой из них же, иностранных наемников и частных армий украинских олигархов, в виде батальонов, содержащихся на средства Коломойского, Тимошенко, Ахметова и других. Время, когда можно было относительно легко примирить стороны за счет взаимных уступок, ушло с первой большой кровью. Киевская власть должна осознать, что только при полном учете интересов Юго-Востока можно хоть в какой-то степени рассчитывать на разрешение кризиса, хотя бы внешне и на временном отрезке. При этом уже очевидно, что любой силовой способ решения задачи по подавлению воли населения Донецкой и Луганской республик бесперспективен. Необходимо учитывать то, что настоящий хозяин вновь избранного президента - это США. Признание выборов состоявшимися еще до окончательного подсчета голосов со стороны США и их ближайших союзникав по НАТО говорит о том, что они не желают соблюдать даже общепринятые правила поведения в таких ситуациях и внешние приличия.

Что касается прошедших выборов на Украине, то дальнейший ход событий во многом будет зависеть от первых шагов набравшего большинство голосов Петра Порошенко. Судя по его предвыборной программе, надеяться на то, что он примет условия, выдвигаемые Юго-Востоком, не приходится. Правый сектор и его лидеры никуда не денутся, позиции, которые они успели захватить во власти, они уже не сдадут (по меньшей мере в ближайшее время). Соратники Порошенко по партии «Удар» и выразившие ему поддержку лидеры «Батькивщины» во главе с Ю. Тимошенко придерживаются если не ультранационалистических взглядов, то, во всяком случае, противоположных взглядам  лидеров Юго-Востока. Однако следует иметь ввиду, что регионы, которые проголосовали за Порошенко, а именно Запад и Центр Украины,  - тоже далеко не консолидированное целое.

В силу этих причин, оснований считать, что с выбором президента украинский кризис начнет разрешаться, нет никаких, а гражданская война между Юго-Востоком и Киевским правительством может принять еще более ожесточенный характер, вовлекая все больше и больше участников, поддерживающих одну из сторон конфликта. События 26 мая в Донецке и Славянске это прекрасно иллюстрируют.

Очевидно, что режиссеры украинского кризиса, сменив очередных марионеток у власти в Киеве, будут продолжать линию, направленную на противостояние Киева и Москвы, с весьма туманными перспективами решения вопроса по транспортировке газа. Более того, если Порошенко всерьез возьмется за выполнение своих предвыборных обещаний, Украину ожидают коренные перемены и в социально-экономической сфере с самыми печальными последствиями. Всем понятно, что Украину в ЕС не возьмут, у еврочиновников и их хозяев за океаном совершенно иные планы – превратить эти территории в емкий рынок европейских товаров, дешевой рабочей силы, территорию для производства сырья для биотоплива для экологичных европейских авто. Первое, что сделают еврочиновники – это заставят Украину остановить все атомные станции, искусственно создав энергетический кризис и высокий спрос на дорогие энергоносители из той же Европы, следом заглохнет все промышленное производство и т.д. Социальные эффекты от таких перемен очевидны. Все это станет реальностью после подписания Соглашения об ассоциации Украина-ЕС, что форсирует нынешняя власть в Киеве. Те, кто видел текст этого соглашения, знают, что оно предполагает не что иное как создание огромного украинского гетто в Европе. То, чего не удалось сделать в первой половине 40-х гг. Гитлеру, может удастся самой киевской  продажной псевдоэлите.

Что касается России, то если Киеву удастся задавить Юго-Восток , то она получит на своих границах враждебное, с крайней степенью русофобии государство, а Запад и НАТО вплотную подойдут к жизненно важным центрам страны. И следующими их шагами, что они собственно и не скрывают, будут попытки организовать хаос уже на собственно территории России. Именно от решительных действий ее руководства зависит воплотится ли этот сценарий в жизнь.

Другими словами, позиция Кота Леопольда, из известного мультфильма, сейчас может привести к непредсказуемым потерям и большой крови в ближайшем будущем. 

Тэги: выборы, Донецкая республика, кризис, Луганская республика, поставки газа, Украина

Опубликовано: 27.05.2014 Просмотров: 1280 Вернуться к публикациям

Ваши отзывы (0):
 
Вы можете оставить отзыв о статье:
Ваше имя:
Ваш отзыв:
Публикации


Цитаты

“Говоря об Афганистане, американский президент вряд ли вполне учитывал вероятность очень скорого крушения существующего в ИРА режима (неделя, месяц, несколько месяцев) после ухода ISAF и прихода к власти в Кабуле талибов, но такую возможность допускают многие компетентные эксперты. Оптимистических прогнозов практически не существует, лучшим из них является сценарий, когда существующий нынешний режим во главе с Карзаем договорится с руководством Талибана о совместном управлении страной, как это было в Таджикистане, когда часть вооруженной оппозиции была включена во властные структуры (позднее их, правда, в основном «выдавили»). Остальные сценарии практически предусматривают то, что власть в большинстве провинций, особенно в южных и восточных, почти немедленно перейдет в руки талибов.”

Ссылка на полную публикацию