Центр исследований
кризисных ситуаций
Четыре Чернобыля в сердце Европы
Харитонова, эксперт Центра исследований кризисных ситуаций

Н.И. Харитонова, эксперт по постсоветскому пространствукоординатор ОЕЭС

 И.С. Андриевская, кандидат экономических наук, cпециалист по проблемам использования углеводородов в ТЭК

В наследство от Советского Союза новая независимая Украина получила множество потенциально опасных с точки зрения техногенных аварий и катастроф объектов. Химическое производство, в том числе производство боеприпасов, ядерная промышленность в лице четырех АЭС. По количеству энергетических реакторов, а их на данный момент 15 на 4 АЭС, Украина занимает десятое место в мире и пятое в Европе, в том числе Запорожская АЭС с 6 энергоблоками общей установленной мощностью 6000 МВт, которая  является крупнейшей в Европе.

Украина имеет собственные запасы урана – более 60 тыс. тонн. При том, что атомные электростанции ежегодно потребляют 2800 тонн урана, а годовой уровень добычи не превышает 950-960 тонн, есть существенная зависимость от импорта. Имеющиеся планы по повышению уровня добычи урана в нынешний условиях вряд ли осуществимы, поэтому Украина будет продолжать делать закупки за рубежом. В частности, в 2010 г. УНК «Энергоатом» подписала с российский «ТВЭЛ» договор до 2030 г. о поставках последней готовых тепловыделяющих сборок.

В условиях нарастающей нестабильности и активности негосударственных игроков любая из этих четырех АЭС может явиться потенциальным Чернобылем. Эта опасность многократно возросла с началом внутреннего вооруженного конфликта на Украине, несмотря на то, что все 4 АЭС находятся вне зоны непосредственных боевых действий (лишь Запорожская АЭС находится в непосредственной близости от этого района).

Карта расположения объектов атомной и химической угрозы на территории Украины

Источник: m.kontrakty.ua/article/4911

Рисунок 1 – Карта расположения объектов атомной и химической угрозы на территории Украины

 

Хотя все АЭС спроектированы с максимальным уровнем их возможной защиты, исключать проведение там диверсионных или террористических акций (в данном случае обычно используется термин «ОМУ-терроризм») в условиях полномасштабного конфликта нельзя. Утечка радиации в случае аварии, в зависимости от розы ветров на ее момент, может захватить обширные районы не только Восточной, но и Западной Европы, а так же территории сопредельных стран: Белоруссии, Молдовы и России, как это уже было во время чернобыльской катастрофы.

Последствия аварии на Чернобольской АЭС

Рисунок 2 – Последствия аварии на Чернобольской АЭС

 

В любом случае наличие опасных производственных объектов на территории, вовлеченной в боевые действия, ставит под угрозу их безопасность. Среди объектов атомной энергетики на территории Украины на данный момент насчитывается 15 реакторов типа ВВЭР на четырех атомных станциях. По сути, эти объекты представляют собой «стационарные атомные бомбы».

Большое беспокойство специалистов в области ядерной энергетики связано еще и с тем, что украинские АЭС построены по тем же проектам, что и остальные АЭС в СССР, однако, в настоящее время, руководство Украины предполагает прервать контракты на их обслуживание, в том числе поставку топлива, и заключить таковые с американской компанией «Westinghouse». Следует заметить, что российские технологии, а так же параметры топливных сборок, не совпадают с американскими стандартами, что может привести к аварийной ситуации. Первые попытки замены были проведены еще во времена Ющенко, но от них пришлось отказаться в целях безопасной работы реактора.

Так, в ходе очередной попытки уже нынешней администрации часть станций перешли на американское топливо, не смотря на то, что технические проблемы, связанные с таким переходом, не решены до сих пор. Новые власти Украины желают диверсифицировать поставки ядерного топлива и таким образом снизить зависимость от ненавистной им Москвы. Но при этом совершенно не ясно, кто даст гарантии безопасности при таких экспериментах. Как известно, компании, которые выступают в качестве подрядчика при строительстве АЭС, одновременно выступают и в качестве ее оператора и поставщика топлива, оказывая содействие по инфраструктуре (нормативная база, поставки топлива, вывоз отходов и пр.), совершенствовании используемых технологий и т.д. Российская Федерация предупредила Киев о возможных последствиях. Таким образом, Москва сняла с себя ответственность за возможные негативные эффекты от неосмотрительной политики Киева. Однако на текущий момент Россия продолжает поставлять топливо и вывозить отходы со всех АЭС на Украине. Кроме того, даже в ходе АТО через территорию Украины происходил вывоз отходов из Венгрии, а также с Южно-Украинской АЭС (Николаевская область).

Ситуация на Украине высветила и другой момент, опять же связанный  наличием на территории страны АЭС и других объектов ядерной промышленности (Харьковский Атоммаш). Напомним, при непосредственном участии Запада советское ядерное оружие было вывезено с территории Украины на территорию России, которая выступает в качестве правопреемницы СССР, в начале 90-х гг. После предоставления Украине ядерными государствами гарантий безопасности, Парламент Украины в ноябре 1994 г. принял закон «О присоединении Украины к Договору о нераспространении ядерного оружия от 1 июля 1968» с рядом оговорок, среди которых, в частности,  значится, что угроза силой или ее применения против территориальной целостности и неприкосновенности границ или политической независимости Украины со стороны любого ядерного государства, так же, как и применение экономического давления, направленного на то, чтобы подчинить своим собственным интересам осуществление Украиной прав, присущих ее суверенитету, «будут рассматриваться Украиной как исключительные обстоятельства, которые поставили под угрозу ее высшие интересы». Уже 5 декабря 1994 г. был подписан так называемый «Будапештский меморандум» – международный договор между Украиной, США, Россией и Великобританией о гарантиях безопасности в связи с присоединением Украины к Договору о нераспространении ядерного оружия. Соглашение содержит пункты, предоставляющие Украине гарантии её суверенитета и безопасности.

Тем не менее ряд украинских политических лидеров высказываются о необходимости «вернуть украинское ядерное оружие, вывезенное в Россию» и «вернуть Украине ядерный статус». В этой связи необходимо подчеркнуть беспочвенность такого рода претензий, т.к. Украинская ССР не располагала собственным ядерным оружием – на ее территории базировалось советское ядерное оружие, которое после распада СССР подлежало вывозу на территорию ее правопреемницы.

По официальным данным, всего Украине «в наследство» от стратегического арсенала бывшего СССР достались 130 ракет SS-19 и 46 ракет SS-24. В рамках ядерного разоружения страны все 1300 боеголовок с этих ракет демонтированы и вывезены в Россию, откуда после переработки вернулись в Украину в виде топлива для атомных электростанций. Последняя ядерная боеголовка была вывезена из Украины в июле 1996 г. Что собственно и подтверждал в официальных заявлениях украинский МИД в середине 2000-х гг.: «Что касается ядерного оружия бывшего СССР, следует еще раз подтвердить, что, выполняя обязательства по двустороннему Соглашению с Российской Федерацией о порядке перемещения ядерных боеприпасов с территории Украины на центральные предзаводские базы Российской Федерации с целью их разукомплектования и уничтожения от 11 апреля 1992 года, Украина еще в мае 1992 года обеспечила вывоз в Российскую Федерацию всех тактических ядерных боеприпасов. 1 июня 1996 года завершился процесс вывоза с территории Украины в РФ стратегических ядерных боеприпасов. Таким образом, Украина своевременно и полностью выполнила свои обязательства относительно ядерного оружия, которое было унаследовано ею от бывшего СССР». 13 ноября 2001 года президент России Владимир Путин объявил об уничтожении последней ядерной ракеты, вывезенной с территории Украины. В заявлении В.Путина отмечалось, что «в конце октября 2001 года в соответствии с решением президентов России, США и Украины от 14 января 1994 года уничтожен последний ядерный боеприпас, вывезенный с территории Украины».

Украинские СМИ придерживаться альтернативной точки зрения. Так, в частности, сообщается, что наземная стратегическая ядерная группировка на территории Украины насчитывала 1240 боеголовок. В других украинских СМИ назывались цифры 1240 а также 1272 ядерных боеголовок, и отмечалось, что точное количество боеголовок, доставшихся Украине после распада СССР, неизвестно. Отмечается также, что неизвестна судьба не менее 180 тактических ядерных боеголовок и нескольких стратегических ракет.

Одним из первых призвал пересмотреть выше обозначенные соглашения в начале текущего года министр юстиции Украины Павел Петренко. Затем, в марте 1994 г. в ответ на крымский референдум народные депутаты от фракций «Батькивщина» и «УДАР» внесли в Верховную Раду проект закона о денонсации Договора о нераспространении ядерного оружия и отзыве подписи из-под «Будапештского меморандума». По мнению авторов законопроекта, Россия нарушила условия Меморандума, введя войска на украинскую территорию. А т.к. Россия располагает крупным арсеналом ядерных вооружений, группа депутатов предложила воспользоваться ст. X ДНЯО и выйти из данного договора, поскольку участие в нем может иметь негативные последствия для Украины.

Далее, ряд представителей радикальных элементов, пришедшие к власти в результате февральских событий в Киеве, и развитием вооруженного конфликта на Юго-Востоке, стали выдвигать требования о начале работ по созданию собственного ядерного оружия. Несмотря на то, что это требует значительных средств, которых у Украины сейчас нет, и достаточно продолжительных сроков (опыт ЮАР показывает, что не менее 10 лет), специалисты отмечают, что, тем не менее, там есть ряд ключевых факторов, к которым относятся: наличие производства расщепляющихся материалов и специалистов-ядерщиков. Так, депутат С.Каплин поделился своими выкладками со СМИ, согласно которым, Украина располагает почти всем необходимым оборудованием и технологиями для производства собственного ядерного оружия: на полноценное возобновление производства уйдет два года, а стоимость программы составить порядка 3,5 млрд долларов США.

 

Объекты ядерной инфраструктуры Украины

Рисунок 3 – Объекты ядерной инфраструктуры Украины

И конечно, вряд ли горячие головы в Киеве задаются вопросом, как к этому отнесутся их партнеры в Европе, с конца 60-х годов скрупулезно выстраивающие режим ядерного нераспространения, вкладывающие огромные средства, в том числе политические, в диалог с державами, не вступившими в ДНЯО и продолжающими развивать военные компоненты национальных ядерных программ, продвигают расширение Зон, свободных от ядерного оружия (последней по времени из таковых стала Зона, свободная от ядерного оружия, в Центральной Азии – это единственный проект, объединяющий все пять стран региона) и т.п. В конце ноября состоится заключительный раунд переговоров «шестерки» по иранскому ядерному досье – его результаты, безусловно, станут показательными для других «стран-изгоев» – таких как Индия, Пакистан, Израиль, Северная Корея, ну и для Украины.

Оставляя за скобками вопрос о том, насколько реальны перспективы в этом направлении, сама постановка этого вопроса в стране охваченной гражданской войной заставляет задуматься о последствиях, если такое решение будет принято на уровне руководства Украины. Можно смело предположить, что вчерашние союзники Украины, реально оценивающие уровень адекватности нынешнего украинского истеблишмента, моментально «выстрелят» адресными санкциями или постараются ликвидировать угрозу чужими руками, например, российскими…

Учитывая характер внутренней ситуации в стране, как сопутствующую можно рассматривать и угрозу создания т. н. «грязной бомбы», которая теоретически может быть использована в любой точке Европы и других странах.  Как раз для ее создания на Украине есть все условия. В частности, недавние увольнения высокопрофессиональных руководителей атомной энергетики Украины и возможная их замена гораздо менее компетентными людьми, парадоксальная ситуация с охраной стратегических объектов и доступность средств для создания самодельных взрывных устройств создают общий весьма тревожный фон.

Тем не менее, специалисты склонны рассматривать заявления Украины о выходе из ДНЯО и возврату «украинского» ядерного оружия лишь как реакцию на политическую конъюнктуру. Очевидно, что никто не допустит создания ядерного государства в центре Восточной Европы. Хотя, при этом отмечается, что теоретически ядерное оружие на Украине может быть создано.

Так же не лишне напомнить, что ликвидация Чернобыльской катастрофы потребовало от огромной и мощной на тот период страны исключительных по финансовым и иным ресурсам затрат и усилий. А если таких катастроф в Европе будет не одна, а несколько? Вряд ли кого-то будет интересовать вопрос, кто виноват? Главное: кто в этом случае сможет остаться в стороне? 

Тэги: Россия, Украина, украинский кризис, Чернобыль, ядерная инфраструктур Украины

Опубликовано: 23.11.2014 Просмотров: 9922 Вернуться к публикациям

Ваши отзывы (0):
 
Вы можете оставить отзыв о статье:
Ваше имя:
Ваш отзыв:
Публикации


Цитаты

“Сегодня руководители США, Британии и других стран Запада говорят, что ни при каких условиях не признают результатов крымского референдума. Таким образом, они с присущим им цинизмом готовы сознаться, что волеизъявление населения Крыма, как и всякого другого народа, для них не важно, если это волеизъявление не отвечает их геополитическим интересам. А как же, господа, насчет демократии?”

Ссылка на полную публикацию