Центр исследований
кризисных ситуаций
Проект «Приднестровье» - обратный отсчет...

Александр Дмитриев

Приднестровье... Узкая полоска земли вдоль левого берега Днестра с красивой природой и мягким климатом. Приднестровская Молдавская Республика — символ стойкости и мужества народа, отстоявшего свою независимость с оружием в руках и вот уже без малого четверть века доказывающего право жить в соответствии с собственными представлениями о добре и зле.

Да простит меня читатель за столь эпическое вступление, но на этом небольшом плацдарме есть еще один игрок — Россия.

События весны — лета 2014 года отчетливо проявили то, что эволюция отношений между Россией и Западом за последние двадцать пять лет должна была привести к столкновению интересов участников этого тандема с неотвратимостью рока в древнегреческой трагедии.

Победив Советский Союз в холодной войне, Запад в 90-е годы сосредоточил свое внимание на Восточной Европе — война в Югославии, подготовка бывших советских сателлитов к членству в ЕС и НАТО и т.д. России же была предложена модель поведения по принципу «не мешайте нам, а мы не будем мешать вам», в том числе и на пространстве СНГ. Ни западная Европа, ни США тогда не стремились участвовать в урегулировании многочисленных конфликтов (зачастую — весьма кровавых), возникших на обломках Советского Союза, прежде всего, на национальной почве. Россия же не могла оставаться безучастной к тому, что происходило в непосредственной близости от ее новых и очень прозрачных границ. Она теми средствами, которыми тогда располагала, стабилизировала ситуацию на территории бывшего СССР, «заморозив» ряд конфликтов путем размещения своих воинских контингентов в Абхазии, Южной Осетии, Армении, Таджикистане, Приднестровье.

Россия принесла стабильность на берега Днестра, российский миротворец до сих пор честно выполняет там свой долг, не давая вновь жителям некогда единой Молдавской ССР смотреть друг на друга сквозь прорезь автоматного прицела.

Россия предпринимала усилия по поиску политического решения проблемы. Достаточно вспомнить Московский меморандум 1997 года или проваленный совместными усилиями Брюсселя и Вашингтона «Меморандум Козака». Однако после неудавшейся попытки подписания последнего прошло уже более 10 лет и что? Ничего...

Складывается впечатление, что Москва утратила интерес к нахождению «долгосрочного и жизнеспособного» решения приднестровского конфликта.

В 2011 году возобновлены официальные переговоры между Кишиневом и Тирасполем в рамках т.н. формата «5+2» («Постоянное совещание по политическим вопросам в рамках переговорного процесса по приднестровскому урегулированию», где Молдавия и Приднестровье — стороны конфликта, Россия, Украина и ОБСЕ — посредники, США и Евросоюз — наблюдатели). Однако на заседаниях и в комментариях по их окончанию представители  Москвы и Тирасполя как буддийскую мантру твердят, что условия для обсуждения политических вопросов Кишиневом и Тирасполем «пока не созрели», давайте, мол, двигаться вперед «малыми шагами».

Прекрасно, такой подход имеет право на существование, но при условии ясно обозначенной цели подобного «движения». А есть ли эта цель, кем она обозначена и в чем состоит?

Еще одна мантра высших российских руководителей в отношении Приднестровья — поиски все того же урегулирования «на основе суверенитета и территориальной целостности Республики Молдова с особым статусом для Приднестровья» (что, кстати, вновь подтвердил г-н С.В.Лавров на последнем Совете министров иностранных дел ОБСЕ в Базеле 4-5 декабря 2014 года в соответствующем заявлении Совета).

Что характерно — это заклинание произносится на фоне стремительного сближения Молдавии с Евросоюзом и НАТО, на фоне невнятных попыток то ли предоставить, то ли немного подождать с предоставлением «территориально целостной Молдавии» статуса «союзника США вне НАТО» (каковым статусом, к слову сказать, уже обладает 15 стран Азии и Африки), на фоне выделения Соединенными Штатами — главным «демократизатором» современности — изрядных средств для укрепления отношений Кишинева и Вашингтона в таких, по словам посла Молдавии в США И.Мунтяну, «чувствительных областях, как энергетика и оборона».

Сложно сейчас обвинять тех, кто в 1992 году, стремясь прекратить бойню на Днестре, не до конца проработал формулировки, записав в базовое соглашение  «О принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта...» ставшее очень политическим простое географическое название «... в приднестровском регионе Республики Молдова». Однако ситуация с тех пор серьезнейшим образом изменилась и «старые — новые» друзья Молдавии очень тонко ее отслеживают и используют. Лишь два примера — договор о военном сотрудничестве Молдавии и Румынии и Соглашение об ассоциации между Евросоюзом и Молдавией, включающее Соглашение о зоне углубленной и всеобъемлющей свободной торговли меду ЕС и РМ.

Первый в рамках развития военного сотрудничества со страной — членом НАТО предусматривает возможность создания совместных командований, батальонов, контроль над воздушным пространством, обмен военной информацией, организацию военных учений без указания их продолжительности и т.п. Скорость, с которой сей документ был ратифицирован Парламентом Молдавии впечатляет. Обозначенные области сотрудничества в условиях отсутствия базового договора о молдавско-румынской границе и ее четкого юридического оформления, мягко говоря, делают заявления руководства Молдавии о нейтралитете страны пустым звуком.

В том, что касается соглашений с Евросоюзом, то здесь налицо не просто фактическое, а юридическое делегирование ряда суверенных прав и полномочий Кишиневом Брюсселю...

Что же на этом фоне мы имеем в Приднестровье?

Практически оформленный курс Украины и Молдавии на экономическое удушение региона, блокирование поставок товаров, продуктов питания, медикаментов. Фактическое нарушение ранее достигнутых договоренностей, в том числе и в рамках многостороннего переговорного процесса, о свободе передвижения жителей Приднестровья. Постоянный шантаж резким ухудшением экономического положения после отмены в скором будущем льготных условий торговли для приднестровских поставщиков на европейские рынки, жесткое блокирование транспортных и бюрократических возможностей для экспорта приднестровской продукции в Россию. Одним словом — желание довести ситуацию до внутреннего взрыва. Только кому от этого будет прибыль? Все тем же режиссерам из Вашингтона, которые приедут на площадь Суворова в Тирасполе раздавать очередные «печеньки»?

А что же делает в данной ситуации Россия? Да по сути ничего. Даже лежащие на поверхности рычаги — вино, газ и гастарбайтеров - не использует. Наоборот, последним даже предоставлялась «миграционная амнистия», видимо, в надежде, что они в благодарность будут голосовать на парламентских выборах в Молдавии за очередного «воспитанника» Старой площади И.Додона (который на своем политическом пути уже предал всех, кто только подвернулся под руку, и почему Россия должна быть в этом исключением?).

Представляется, что настало время делами подтверждать красивые слова «Приднестровье -русский рубеж», пока на этом рубеже есть хоть один защитник, пока проекту «Приднестровье» не начался обратный отсчет времени существования!

Тэги: Европа, Молдавия, НАТО, Приднестровье, Россия, США

Опубликовано: 25.12.2014 Просмотров: 2797 Вернуться к публикациям

Ваши отзывы (0):
 
Вы можете оставить отзыв о статье:
Ваше имя:
Ваш отзыв:
Публикации


Цитаты

“Распад СССР сопровождался правовой неурегулированностью выхода из Союза ряда республик, крушением основанной на советской идеологии межнациональной толерантности, которая усиливалась активизацией идей национализма и формированием национальных государств на постсоветском пространстве. В результате произошел всплеск внутренних конфликтов, возникновение которых напрямую связано с проблемой самоидентификации, определяемой не по государственной, а, главным образом, по этнической и религиозной принадлежности.”

Ссылка на полную публикацию