Центр исследований
кризисных ситуаций
Минские соглашения. Итог.

А. Александров

В первых числах апреля с.г. исполнился год, как началось активное противостояние Донбасса киевского режиму. В последующие месяцы  это противостояние перешло в фазу активных боевых действий и перевело собственно первоначальный гражданский конфликт в конфликт военный с применением всего спектра вооружений, включая тяжелое, что, естественно, привело к большим потерям как среди комбатантов, так и  среди мирного населения Донбасса и фактического разрушения его промышленной и жилой инфраструктуры.

Прежде чем перейти к  анализу и результатам Минских соглашений-2 необходимо сделать некоторый ретроспективный экскурс во взаимоотношения основных акторов украинского кризиса. Как известно, таковыми являются США, ФРГ и РФ, т.е. те, от кого, собственно, зависит решение основной проблемы. Польшу и Францию, других участников процесса, в данном контексте мы не рассматриваем, поскольку они играют второстепенную, хотя и активную, роль. 

Минские соглашения - Центр исследований кризисных ситуаций

После окончания Второй мировой войны, в которой, как известно, США и СССР выступали как союзники против нацистской Германии, практически немедленно (после Фултонской речи Черчилля) началась холодная война, длившаяся до распада Советского Союза. Между двух сверхдержав периодически возникали острые моменты противостояния. К ним следует отнести Корейскую войну 1950 – 1953 гг. (правда, Соединенные Штаты выступали под эгидой ООН, хотя основную часть воюющего контингента составляли вооруженные силы США), в качестве союзников КНДР выступили КНР и СССР,  первые предоставили свой воинский контингент, а СССР  оказал авиационную и техническую поддержку. Итог – США потеряли значительное число военнослужащих убитыми и ранеными, большое количество техники, прежде всего сбитых самолетов,и это не считая потерь своих союзников, и не добились никаких результатов. В какой – то мере это можно было назвать «боевой ничьей», но Штаты поняли, что даже с ослабленным войной СССР связываться себе дороже.  Следующими серьезными кризисами можно считать Берлинский 1953 г., который обошелся без боевых действий, и наиболее серьезный Вьетнамский 1965 – 1973 г., в ходе которого США, начав с оказания т.н. помощи режиму Нго Динь Дьема, а затем втянулись в полномасштабные боевые действия собственными ВС. На стороне ДРВ выступили опять Китай и СССР, оказывавшие Республике военно – техническую  помощь, включая персонал подразделений ПВО.  Результат – Соединенные Штаты потеряли более 50 тыс. убитыми, 250 тыс. раненых,  огромное количество сбитых самолетов (более 2 тыс. единиц), и были вынуждены к 1973 году эвакуироваться, бросив своих союзников на произвол судьбы.

Другими словами, в борьбе против тандема СССР – Китай  США и их союзники не выстояли.

В Кубинский кризис 1962 года, благодаря взвешенному решению тогдашнего Президента США Кеннеди и соответственного решения руководства СССР,  удалось отвести катастрофу ядерного конфликта.

Нынешний кризис на Украине, в котором  число погибших уже, по данным БНД (которые, вероятнее всего, приближаются к реальным)превысило несколько десятков тысяч человек,  вполне претендует на третий по остроте, после Корейской и Вьетнамской войн.

На этот раз США привлекли своих атлантических союзников, но противостоят им в этом кризисе опять же РФ и КНР, поскольку интересы безопасности последней являются основой альянса. Напоминать о том, что РФ является единственной страной, которая в состоянии уничтожить противника в случае возникновения ядерной войны, излишне, поэтому вряд ли США и их союзники перейдут эту границу, скорее всего в украинской проблеме противостояние может продолжаться до последнего украинца, во всяком случае, так проглядывает в их замыслах.  Украинский кризис, таким образом, очень может кончиться для Штатов тем же, что и все предыдущие.  В ядерной схватке нет победителей и побежденных.

Что касается другой исторической ретроспективы, то украинский кризис в определенной мере напоминает гражданскую войну в Испании, которая, по сути была международным конфликтом, т.к. одну сторону, Франко, поддерживали на тот момент достаточно мощные государства  в лице нацистской Германии и фашистской Италии, а на стороне республиканцев, которые состояли из разрозненных формирований, как примерно нынешнее ополчение Донбасса, выступал СССР, который, естественно оказать  помощь Республике в таких же масштабах, как Германия и Италия, не мог.  Ожесточенная гражданская война продолжалась с июля 1936 по ноябрь 1939 г. и также унесла много жизней.

Украинский кризис развернулся на геополитическом пространстве непосредственно вблизи границ Российской Федерации, что определяет все действия РФ, которая не может быть безучастной по многим известным и хорошо изложенным обстоятельствам. Во всяком случае, итоги гражданской войны в Испании тоже нелишне помнить и извлечь из нее соответствующие уроки.

Эксперты Центра исследования кризисных ситуаций  с самого начала украинского конфликта внимательно отслеживали развитие событий. К сожалению, к настоящему моменту можно констатировать, что определение ситуации как тупиковой сохраняется и до настоящего времени.

За истекший год противостояние сторон прошло различные фазы в своем развитии.  Т.н. АТО, антитеррористическая операция, не привела к положительному для Киева результату ни за дни, ни за месяцы, ни даже за год.

Президент Порошенко, объявив себя «президентом мира», после своего вступления заверял, что это АТО будет закончена за несколько дней.

Если вкратце разбить военную составляющую на этапы, то в гражданской войне  проглядываются два наиболее острых  периода, с конца мая до начала Минских переговоров – 1.

В этот период ВСУ и другие силовые структуры добились определенных успехов, бросив многократно превосходящие возможности ополченцев силы и средства на мятежный Донбасс.  Естественно, киевская сторона  превосходила  как в живой силе, так и в тяжелой технике. Однако ополченцы в начале августа 2014 года с помощью добровольческой компоненты из РФ сумели провести перегруппировку своих сил и начали успешное наступление в августе – сентябре, создав несколько т.н. котлов.  ВСУ и т.н. добровольческие подразделения были разгромлены и потеряли до 85 %  бронетехники и практически 100 % авиации. Это заставило Киеввзять оперативную паузу и пойти на переговоры о перемирии.  Ополченцы, в свою очередь, были вынуждены остановить наступление на Мариуполь и Донецкий аэропорт, два наиболее важных стратегических пункта. 

Каждая из сторон понимала, что Минские переговоры и условия, предложенные В.В. Путиным,  дают шанс в какой – то мере прийти пусть даже к  временной стабилизации положения, и использовать передышку для приведения в порядок своих сил и средств и подготовки к очередному раунду. Несмотря на заявления дипломатов всех сторон о территориальной целостности Украины, все достаточно отчетливо понимали, что Донбасс никогда в ее состав вернуться не сможет, поскольку Киев не может дать такой уровень автономии, который предусматривался Минскими соглашениями.

Кроме того, среди западных союзников киевского режима, а именно США, Великобритании и Канады с одной стороны, и  ФРГ и Франции с другой, возникли определенные противоречия, поскольку их конечные цели стали расходиться. Целью США было втянуть РФ в непосредственные боевые действия, а цель ФРГ и Франции –ограничить масштабы кризиса территориейУкраины.

Как и следовало ожидать,  с осени 2014 года вновь обострилось противостояние сторон, выразившееся в местных позиционных боях, а к декабрю переросшее в полномасштабные действия, особенно в районе Донецкого аэропорта и близлежащих населенных пунктах (Пески, Авдеевка), откуда сосредоточенная ВСУ артиллерийская группировка регулярно проводила ожесточенные обстрелы Донецка. У ДНР оставался единственный способ выдавить украинские силы. Остальное известно. Аэропорт был взят, а сильно укрепленные Авдеевка и Пески были заняты лишь частично. В январе – феврале, когда ВСУ оказались в Дебальцевском котле и понесли особо крупные потери в живой силе и технике, ФРГ и Франция в лице Меркель и Олланда были вынуждены нанести блиц – визит в Киев и Москву. После чего были приняты решения о проведении в Минске новых переговоров на четырехстороннем уровне.

На этих переговорах практически были подтверждены Минские соглашения – 1, с той разницей, что на этот раз гарантами выступили руководители четырех сторон.  Стороны пришли к соглашению об отводе артиллерии и тяжелых систем свыше 100 мм.на расстояние, не позволяющее вести обстрел территории. Огонь должен был быть прекращен 15 февраля.

Изложенное выше хорошо известно читателям, и необходимо для подтверждения прогнозов экспертного сообщества по развитию событий в Донбассе.

Прошедшие два месяца (15.02.2015 – 15.04.2015) дают основания полагать, что Минские соглашения – 2 останутся таким же пустым звуком, как Минские соглашения – 1. Призывы же «гарантов» к обеим сторонам соблюдать их так и останутся без ответа.

Собственно, 13 апреля можно считать реперной точкой, поскольку в ночь с 12 начались серьезные бои, когда в районе Донецкого аэропорта и в Широкино украинская сторона  пыталась организовать прорыв линии ополченцев. Именно в эти дни начался активный обстрел Донецка, а это в свою очередь опять ставит задачу перед ВС ДНР и ЛНР об обеспечении безопасности города. Собственно, это развитие событий предполагалось и раньше.

Источники в ДНР и ЛНР, а также на украинской территории, практически подтверждающие друг друга, определяют острую фазу военного конфликта на период конец мая – июнь. Впрочем, это может быть сдвинуто в ту или иную сторону в зависимости от обстоятельств. Для киевских властей боевые действия являются средством отвлечения от нарастающих внутренних проблем, поскольку,  несмотря на полученные заемные средства от МВФ и стран ЕС, экономика и финансовая система страны находятся в тяжелейшем состоянии и перспектив их оздоровления специалисты не отмечают. Кроме того,  представители МВФ обладают достаточными  информационными возможностями, чтобы видеть, что значительная часть заемных средств элементарно расхищается или идет на ведение войны с совершенно непредсказуемыми последствиями. Политическая стабильность ни во властных структурах, ни в обществе в целом не достигнута.Перспективы попасть в качестве полноправного члена европейского союза становятся еще более туманными, чем они были в период революцииДостоинства. Значительная часть олигархов уже покинула территорию и руководит остатками своего бизнеса дистанционно, ибо подавляющая часть их бизнеса находилась на Юго – Востоке Украины (имеется в виду не только Донбасс, но и Днепропетровская, Запорожская и др. области). Расчет киевских властей на то, что Соединенные Штаты окажут им помощь т.н. летальным вооружением не имеет под собой особенной почвы, это прекрасно иллюстрирует Ближний Восток, поскольку доставленное  туда вооружение  привело к созданию ИГИЛ, но никак не к победе над БашаромАсадом.  Даже Соединенные Штаты в лице своих соответствующих специалистов прекрасно понимают, что  ответом на любые поставки любого вооружения будет абсолютно адекватное вооружениев руках ополченцев, и следующая острая фаза конфликта может окончательно решить т.н. киевский вопрос. Во всяком случае, такие перспективы исключать нельзя.

Какие действия в складывающейся обстановке могут предпринять гаранты Минских соглашений – 2, предположить трудно по одной простой причине – после прошедших событий Донбасс в обозримом будущем не сможет  быть частью Украины, пока у власти в Киеве находится нынешний режим. В лучшем случае, ЛНР и ДНР устроит статус непризнанных республик с перспективой на последующее воссоединение с Россией, а также ассоциация со странами Таможенного союза.

Дискурс США, по меньшей мере в ближайшей перспективе, будет направлен на создание санитарного кордона вокруг РФ, как это было после гражданской войны  20-х гг.  прошлого века.  Это опять исторический аналог, поскольку Эстония, Латвия, Литва и Польша с Румынией и создавали этот санитарный кордон.  Судьба его очевидна. Понятно желание руководства Польши видеть свою страну от «можа до можа», однако  у истории свои законы, которые подобные амбициозные планы могут превратить в прах,  но цена  этих планов может быть очень высокой для всех участников.

В качестве окончательного вывод: пока прогноз, по мнению большинства экспертов, неблагоприятный.

Тэги: Днепропетровск, Донбасс, Минские соглашения, Россия, США, Украина

Опубликовано: 20.04.2015 Просмотров: 2301 Вернуться к публикациям

Ваши отзывы (0):
 
Вы можете оставить отзыв о статье:
Ваше имя:
Ваш отзыв:
Публикации


Цитаты

“Наибольшая численность личного состава датируется июнем 2011 года, когда в общей сложности в ИРА находились 132 457 военнослужащих ISAF из 48 стран, предоставивших свои контингенты в ISAF (из них 90 000 составляли военнослужащие США). В дальнейшем и до настоящего времени шло постепенное снижение числа стран-участников ISAF, преимущественно из числа западных союзников США по НАТО, вывели свои относительно небольшие контингенты в 2011 и 2012 гг. (Франция, Канада и др.). В июле 2011 года было выведено 10 000 военнослужащих американского контингента, а в сентябре 2012 года ИРА покинуло еще 33 000 человек. К концу 2014 года, в соответствии с планами, должны быть выведены еще 70 000 военнослужащих США и других стран, за исключением инструкторов и советников, которые пока еще в неустановленном количестве должны остаться для продолжения работы по формированию и строительству вооруженных сил и полиции ИРА.”

Ссылка на полную публикацию