Центр исследований
кризисных ситуаций
Новый виток

А. Александров

Первое, что приходит в голову, когда говорится о кризисных процессах в мире на настоящий момент – это Сирия и Украина. Но общая ситуация непрерывно рождает и другие кризисы - на Корейском полуострове вновь обострились отношения двух корейских государств. Север непрерывно осуществляет запуски новых баллистических ракет, а это вызывает напряжение,  особенно у Южной Кореи и Японии, но не меньшее - у КНР и РФ. Хотя до откровенного вооруженного противостояния благодаря усилиям основных центров силы – КНР, РФ и США дело не дошло, – тем не менее, положение остаётся более чем напряжённым.

Если перенестись с Дальнего Востока на Кавказ, который исторически является сложным регионом, - то можно наблюдать очередное обострение вооружённого противостояния Азербайджана и Армении вокруг непризнанной Карабахской республики. Наводит на размышление один момент этой мини-войны с применением всех видов тяжёлых вооружений, – только что в Вашингтоне прошёл саммит по «ядерной проблеме», где глава Турецкой республики господин Эрдоган встретился не только с президентом Обамой, что ранее не предполагалось, но и с Ильхамом Алиевым. И, по странной случайности, азербайджанская армия предприняла попытку захвата господствующих высот в районе линии разграничения.

На данный момент, несмотря на заявления сторон о готовности прекратить конфликт без всяких условий, по сообщению корреспондентов СМИ, там до сих пор идёт артиллерийская дуэль. Разумеется, остаётся надежда, что позиция заинтересованных государств, в лице сопредседателей Минской комиссии по Карабаху (США, РФ и Франция), заставит стороны все же сесть за стол переговоров.

Если же вернуться к основным мировым горячим точкам, то это, прежде всего, сирийский конфликт, в который втянуты практически все центры силы – США, РФ, Иран, Турция, опосредованно - КНР, и страны Персидского залива.

Значение сирийского конфликта в том, что от его разрешения зависит судьба большого Ближнего Востока и взаимоотношения между Евразией в лице РФ и КНР, с одной стороны, и Евроатлантическим блоком с другой стороны. Активное вооружённое вмешательство Российской Федерации к вящему неудовольствию США и ЕС дало надежду на решение сирийского кризиса, хотя до конца ещё очень далеко.

Но перед Россией стоит не менее серьёзная проблема – т.н. «украинский вопрос». Противостояние между непризнанными республиками и Киевом в лице нынешнего руководства Украины с каждым днём принимает всё более опасный и близкий к острой фазе вооружённого конфликта оборот. Боевые действия в последнюю неделю не прекращаются ни на день, а к линии соприкосновения Киев подтягивает новое тяжёлое вооружение, включая авиацию. Нахождение столь значительного контингента в зоне «АТО», естественно, требует серьезных средств. На упомянутом выше саммите Порошенко получил обещание предоставить ещё 1 млрд. долларов, из которого 300 млн. практически должны пойти на реформирование вооружённых сил Украины (разумеется, в интересах США). Другими словами, можно сказать, что у Киева даже в мыслях нет намерений по реализации минских соглашений 2.0.

Недавний визит госсекретаря США Джона Кэрри, несколько сокращённый по сравнению с предполагавшимся ранее, прорывными договорённостями не сопровождался. На совместной с Лавровым пресс-конференции Кэрри повторил, что реализация минских соглашений зависит от России, которая должна вывести своих военнослужащих из Донбасса и передать границу киевскому режиму. По сути его пресс-конференции можно сделать вывод, что во время его визита стороны лишь вновь обозначили свои позиции, но к какому-либо обоюдно приемлемому соглашению не пришли. А это, в свою очередь, делает реальным возникновение острой фазы в конфликте сторон, т.е. Киева и самопровозглашённых республик.

Увы, Украина - не Сирия, и применить там ВКС для защиты населения непризнанных республик крайне проблематично, хотя и Киев, и его покровители в США и ЕС понимают, что Россия никогда не допустит – о чём говорил президент Российской Федерации ранее – уничтожение населения Донбасса. В какой-то мере, возросший авторитет России после успехов в борьбе с ИГИЛ в Сирии и значительного сокращения зоны, которую этот самопровозглашённый халифат занимает, является обнадёживающим признаком того, что Россия действительно не оставит в беде Донецкую и Луганскую республики.

По мнению многих экспертов, руководство «АТО» ожидает более благоприятной ситуации где-то ко второй половине апреля – первой половине мая, для того, чтобы начать «освобождение от сепаратистов» этой части территории «Незалежной».

Нельзя исключать, что нынешние действия по обострению карабахского вопроса как раз призваны втянуть Россию и Китай в новые точки конфликтов в соответствии с общей стратегией США. При этом США сами остаются втянутыми в ряд не разрешённых ими вопросов на территории Афганистана и Ирака. Собственно, и в сирийском конфликте они ещё не достигли решения своих стратегических планов. Имеются в виду ничтожные результаты борьбы с ИГИЛ, которую они вели более трех лет.

Пытаясь создать Курдскую автономию (имеются в виду Иракские Курды), они осложнили отношения с Турцией, формальным союзником по НАТО. Возможно, Обама и Эрдоган и договорились о чём-то, однако объективный характер развития ситуации в целом на большом Ближнем Востоке, делает любые соглашения Турции с США или ЕС, скорее всего, невыполнимыми, что будет вести дальнейшему осложнению отношений в регионе в целом. Если прибавить к этому очень вероятное ухудшение ситуации в Афганистане, где, помимо талибов, закрепляет свои позиции и ИГИЛ, то перед США возникают крайне неприятные перспективы. ДВА КРИЗИСА

Первое, что приходит в голову, когда говорится о кризисных процессах в мире на настоящий момент – это Сирия и Украина. Но общая ситуация непрерывно рождает и другие кризисы - на Корейском полуострове вновь обострились отношения двух корейских государств. Север непрерывно осуществляет запуски новых баллистических ракет, а это вызывает напряжение,  особенно у Южной Кореи и Японии, но не меньшее - у КНР и РФ. Хотя до откровенного вооруженного противостояния благодаря усилиям основных центров силы – КНР, РФ и США дело не дошло, – тем не менее, положение остаётся более чем напряжённым.

Если перенестись с Дальнего Востока на Кавказ, который исторически является сложным регионом, - то можно наблюдать очередное обострение вооружённого противостояния Азербайджана и Армении вокруг непризнанной Карабахской республики. Наводит на размышление один момент этой мини-войны с применением всех видов тяжёлых вооружений, – только что в Вашингтоне прошёл саммит по «ядерной проблеме», где глава Турецкой республики господин Эрдоган встретился не только с президентом Обамой, что ранее не предполагалось, но и с Ильхамом Алиевым. И, по странной случайности, азербайджанская армия предприняла попытку захвата господствующих высот в районе линии разграничения.

На данный момент, несмотря на заявления сторон о готовности прекратить конфликт без всяких условий, по сообщению корреспондентов СМИ, там до сих пор идёт артиллерийская дуэль. Разумеется, остаётся надежда, что позиция заинтересованных государств, в лице сопредседателей Минской комиссии по Карабаху (США, РФ и Франция), заставит стороны все же сесть за стол переговоров.

Если же вернуться к основным мировым горячим точкам, то это, прежде всего, сирийский конфликт, в который втянуты практически все центры силы – США, РФ, Иран, Турция, опосредованно - КНР, и страны Персидского залива.

Значение сирийского конфликта в том, что от его разрешения зависит судьба большого Ближнего Востока и взаимоотношения между Евразией в лице РФ и КНР, с одной стороны, и Евроатлантическим блоком с другой стороны. Активное вооружённое вмешательство Российской Федерации к вящему неудовольствию США и ЕС дало надежду на решение сирийского кризиса, хотя до конца ещё очень далеко.

Но перед Россией стоит не менее серьёзная проблема – т.н. «украинский вопрос». Противостояние между непризнанными республиками и Киевом в лице нынешнего руководства Украины с каждым днём принимает всё более опасный и близкий к острой фазе вооружённого конфликта оборот. Боевые действия в последнюю неделю не прекращаются ни на день, а к линии соприкосновения Киев подтягивает новое тяжёлое вооружение, включая авиацию. Нахождение столь значительного контингента в зоне «АТО», естественно, требует серьезных средств. На упомянутом выше саммите Порошенко получил обещание предоставить ещё 1 млрд. долларов, из которого 300 млн. практически должны пойти на реформирование вооружённых сил Украины (разумеется, в интересах США). Другими словами, можно сказать, что у Киева даже в мыслях нет намерений по реализации минских соглашений 2.0.

Недавний визит госсекретаря США Джона Кэрри, несколько сокращённый по сравнению с предполагавшимся ранее, прорывными договорённостями не сопровождался. На совместной с Лавровым пресс-конференции Кэрри повторил, что реализация минских соглашений зависит от России, которая должна вывести своих военнослужащих из Донбасса и передать границу киевскому режиму. По сути его пресс-конференции можно сделать вывод, что во время его визита стороны лишь вновь обозначили свои позиции, но к какому-либо обоюдно приемлемому соглашению не пришли. А это, в свою очередь, делает реальным возникновение острой фазы в конфликте сторон, т.е. Киева и самопровозглашённых республик.

Увы, Украина - не Сирия, и применить там ВКС для защиты населения непризнанных республик крайне проблематично, хотя и Киев, и его покровители в США и ЕС понимают, что Россия никогда не допустит – о чём говорил президент Российской Федерации ранее – уничтожение населения Донбасса. В какой-то мере, возросший авторитет России после успехов в борьбе с ИГИЛ в Сирии и значительного сокращения зоны, которую этот самопровозглашённый халифат занимает, является обнадёживающим признаком того, что Россия действительно не оставит в беде Донецкую и Луганскую республики.

По мнению многих экспертов, руководство «АТО» ожидает более благоприятной ситуации где-то ко второй половине апреля – первой половине мая, для того, чтобы начать «освобождение от сепаратистов» этой части территории «Незалежной».

Нельзя исключать, что нынешние действия по обострению карабахского вопроса как раз призваны втянуть Россию и Китай в новые точки конфликтов в соответствии с общей стратегией США. При этом США сами остаются втянутыми в ряд не разрешённых ими вопросов на территории Афганистана и Ирака. Собственно, и в сирийском конфликте они ещё не достигли решения своих стратегических планов. Имеются в виду ничтожные результаты борьбы с ИГИЛ, которую они вели более трех лет.

Пытаясь создать Курдскую автономию (имеются в виду Иракские Курды), они осложнили отношения с Турцией, формальным союзником по НАТО. Возможно, Обама и Эрдоган и договорились о чём-то, однако объективный характер развития ситуации в целом на большом Ближнем Востоке, делает любые соглашения Турции с США или ЕС, скорее всего, невыполнимыми, что будет вести дальнейшему осложнению отношений в регионе в целом. Если прибавить к этому очень вероятное ухудшение ситуации в Афганистане, где, помимо талибов, закрепляет свои позиции и ИГИЛ, то перед США возникают крайне неприятные перспективы. 

Тэги: Ближний Восток, ИГИЛ, конфликт, Сирия, США, Украина

Опубликовано: 04.04.2016 Просмотров: 2191 Вернуться к публикациям

Ваши отзывы (0):
 
Вы можете оставить отзыв о статье:
Ваше имя:
Ваш отзыв:
Публикации


Цитаты

“Оставляя за скобками вопрос о том, насколько реальны перспективы в этом направлении, сама постановка этого вопроса в стране охваченной гражданской войной заставляет задуматься о последствиях, если такое решение будет принято на уровне руководства Украины. Можно смело предположить, что вчерашние союзники Украины, реально оценивающие уровень адекватности нынешнего украинского истеблишмента, моментально «выстрелят» адресными санкциями или постараются ликвидировать угрозу чужими руками, например, российскими…”

Ссылка на полную публикацию