Центр исследований
кризисных ситуаций
Новый виток

А. Александров

Первое, что приходит в голову, когда говорится о кризисных процессах в мире на настоящий момент – это Сирия и Украина. Но общая ситуация непрерывно рождает и другие кризисы - на Корейском полуострове вновь обострились отношения двух корейских государств. Север непрерывно осуществляет запуски новых баллистических ракет, а это вызывает напряжение,  особенно у Южной Кореи и Японии, но не меньшее - у КНР и РФ. Хотя до откровенного вооруженного противостояния благодаря усилиям основных центров силы – КНР, РФ и США дело не дошло, – тем не менее, положение остаётся более чем напряжённым.

Если перенестись с Дальнего Востока на Кавказ, который исторически является сложным регионом, - то можно наблюдать очередное обострение вооружённого противостояния Азербайджана и Армении вокруг непризнанной Карабахской республики. Наводит на размышление один момент этой мини-войны с применением всех видов тяжёлых вооружений, – только что в Вашингтоне прошёл саммит по «ядерной проблеме», где глава Турецкой республики господин Эрдоган встретился не только с президентом Обамой, что ранее не предполагалось, но и с Ильхамом Алиевым. И, по странной случайности, азербайджанская армия предприняла попытку захвата господствующих высот в районе линии разграничения.

На данный момент, несмотря на заявления сторон о готовности прекратить конфликт без всяких условий, по сообщению корреспондентов СМИ, там до сих пор идёт артиллерийская дуэль. Разумеется, остаётся надежда, что позиция заинтересованных государств, в лице сопредседателей Минской комиссии по Карабаху (США, РФ и Франция), заставит стороны все же сесть за стол переговоров.

Если же вернуться к основным мировым горячим точкам, то это, прежде всего, сирийский конфликт, в который втянуты практически все центры силы – США, РФ, Иран, Турция, опосредованно - КНР, и страны Персидского залива.

Значение сирийского конфликта в том, что от его разрешения зависит судьба большого Ближнего Востока и взаимоотношения между Евразией в лице РФ и КНР, с одной стороны, и Евроатлантическим блоком с другой стороны. Активное вооружённое вмешательство Российской Федерации к вящему неудовольствию США и ЕС дало надежду на решение сирийского кризиса, хотя до конца ещё очень далеко.

Но перед Россией стоит не менее серьёзная проблема – т.н. «украинский вопрос». Противостояние между непризнанными республиками и Киевом в лице нынешнего руководства Украины с каждым днём принимает всё более опасный и близкий к острой фазе вооружённого конфликта оборот. Боевые действия в последнюю неделю не прекращаются ни на день, а к линии соприкосновения Киев подтягивает новое тяжёлое вооружение, включая авиацию. Нахождение столь значительного контингента в зоне «АТО», естественно, требует серьезных средств. На упомянутом выше саммите Порошенко получил обещание предоставить ещё 1 млрд. долларов, из которого 300 млн. практически должны пойти на реформирование вооружённых сил Украины (разумеется, в интересах США). Другими словами, можно сказать, что у Киева даже в мыслях нет намерений по реализации минских соглашений 2.0.

Недавний визит госсекретаря США Джона Кэрри, несколько сокращённый по сравнению с предполагавшимся ранее, прорывными договорённостями не сопровождался. На совместной с Лавровым пресс-конференции Кэрри повторил, что реализация минских соглашений зависит от России, которая должна вывести своих военнослужащих из Донбасса и передать границу киевскому режиму. По сути его пресс-конференции можно сделать вывод, что во время его визита стороны лишь вновь обозначили свои позиции, но к какому-либо обоюдно приемлемому соглашению не пришли. А это, в свою очередь, делает реальным возникновение острой фазы в конфликте сторон, т.е. Киева и самопровозглашённых республик.

Увы, Украина - не Сирия, и применить там ВКС для защиты населения непризнанных республик крайне проблематично, хотя и Киев, и его покровители в США и ЕС понимают, что Россия никогда не допустит – о чём говорил президент Российской Федерации ранее – уничтожение населения Донбасса. В какой-то мере, возросший авторитет России после успехов в борьбе с ИГИЛ в Сирии и значительного сокращения зоны, которую этот самопровозглашённый халифат занимает, является обнадёживающим признаком того, что Россия действительно не оставит в беде Донецкую и Луганскую республики.

По мнению многих экспертов, руководство «АТО» ожидает более благоприятной ситуации где-то ко второй половине апреля – первой половине мая, для того, чтобы начать «освобождение от сепаратистов» этой части территории «Незалежной».

Нельзя исключать, что нынешние действия по обострению карабахского вопроса как раз призваны втянуть Россию и Китай в новые точки конфликтов в соответствии с общей стратегией США. При этом США сами остаются втянутыми в ряд не разрешённых ими вопросов на территории Афганистана и Ирака. Собственно, и в сирийском конфликте они ещё не достигли решения своих стратегических планов. Имеются в виду ничтожные результаты борьбы с ИГИЛ, которую они вели более трех лет.

Пытаясь создать Курдскую автономию (имеются в виду Иракские Курды), они осложнили отношения с Турцией, формальным союзником по НАТО. Возможно, Обама и Эрдоган и договорились о чём-то, однако объективный характер развития ситуации в целом на большом Ближнем Востоке, делает любые соглашения Турции с США или ЕС, скорее всего, невыполнимыми, что будет вести дальнейшему осложнению отношений в регионе в целом. Если прибавить к этому очень вероятное ухудшение ситуации в Афганистане, где, помимо талибов, закрепляет свои позиции и ИГИЛ, то перед США возникают крайне неприятные перспективы. ДВА КРИЗИСА

Первое, что приходит в голову, когда говорится о кризисных процессах в мире на настоящий момент – это Сирия и Украина. Но общая ситуация непрерывно рождает и другие кризисы - на Корейском полуострове вновь обострились отношения двух корейских государств. Север непрерывно осуществляет запуски новых баллистических ракет, а это вызывает напряжение,  особенно у Южной Кореи и Японии, но не меньшее - у КНР и РФ. Хотя до откровенного вооруженного противостояния благодаря усилиям основных центров силы – КНР, РФ и США дело не дошло, – тем не менее, положение остаётся более чем напряжённым.

Если перенестись с Дальнего Востока на Кавказ, который исторически является сложным регионом, - то можно наблюдать очередное обострение вооружённого противостояния Азербайджана и Армении вокруг непризнанной Карабахской республики. Наводит на размышление один момент этой мини-войны с применением всех видов тяжёлых вооружений, – только что в Вашингтоне прошёл саммит по «ядерной проблеме», где глава Турецкой республики господин Эрдоган встретился не только с президентом Обамой, что ранее не предполагалось, но и с Ильхамом Алиевым. И, по странной случайности, азербайджанская армия предприняла попытку захвата господствующих высот в районе линии разграничения.

На данный момент, несмотря на заявления сторон о готовности прекратить конфликт без всяких условий, по сообщению корреспондентов СМИ, там до сих пор идёт артиллерийская дуэль. Разумеется, остаётся надежда, что позиция заинтересованных государств, в лице сопредседателей Минской комиссии по Карабаху (США, РФ и Франция), заставит стороны все же сесть за стол переговоров.

Если же вернуться к основным мировым горячим точкам, то это, прежде всего, сирийский конфликт, в который втянуты практически все центры силы – США, РФ, Иран, Турция, опосредованно - КНР, и страны Персидского залива.

Значение сирийского конфликта в том, что от его разрешения зависит судьба большого Ближнего Востока и взаимоотношения между Евразией в лице РФ и КНР, с одной стороны, и Евроатлантическим блоком с другой стороны. Активное вооружённое вмешательство Российской Федерации к вящему неудовольствию США и ЕС дало надежду на решение сирийского кризиса, хотя до конца ещё очень далеко.

Но перед Россией стоит не менее серьёзная проблема – т.н. «украинский вопрос». Противостояние между непризнанными республиками и Киевом в лице нынешнего руководства Украины с каждым днём принимает всё более опасный и близкий к острой фазе вооружённого конфликта оборот. Боевые действия в последнюю неделю не прекращаются ни на день, а к линии соприкосновения Киев подтягивает новое тяжёлое вооружение, включая авиацию. Нахождение столь значительного контингента в зоне «АТО», естественно, требует серьезных средств. На упомянутом выше саммите Порошенко получил обещание предоставить ещё 1 млрд. долларов, из которого 300 млн. практически должны пойти на реформирование вооружённых сил Украины (разумеется, в интересах США). Другими словами, можно сказать, что у Киева даже в мыслях нет намерений по реализации минских соглашений 2.0.

Недавний визит госсекретаря США Джона Кэрри, несколько сокращённый по сравнению с предполагавшимся ранее, прорывными договорённостями не сопровождался. На совместной с Лавровым пресс-конференции Кэрри повторил, что реализация минских соглашений зависит от России, которая должна вывести своих военнослужащих из Донбасса и передать границу киевскому режиму. По сути его пресс-конференции можно сделать вывод, что во время его визита стороны лишь вновь обозначили свои позиции, но к какому-либо обоюдно приемлемому соглашению не пришли. А это, в свою очередь, делает реальным возникновение острой фазы в конфликте сторон, т.е. Киева и самопровозглашённых республик.

Увы, Украина - не Сирия, и применить там ВКС для защиты населения непризнанных республик крайне проблематично, хотя и Киев, и его покровители в США и ЕС понимают, что Россия никогда не допустит – о чём говорил президент Российской Федерации ранее – уничтожение населения Донбасса. В какой-то мере, возросший авторитет России после успехов в борьбе с ИГИЛ в Сирии и значительного сокращения зоны, которую этот самопровозглашённый халифат занимает, является обнадёживающим признаком того, что Россия действительно не оставит в беде Донецкую и Луганскую республики.

По мнению многих экспертов, руководство «АТО» ожидает более благоприятной ситуации где-то ко второй половине апреля – первой половине мая, для того, чтобы начать «освобождение от сепаратистов» этой части территории «Незалежной».

Нельзя исключать, что нынешние действия по обострению карабахского вопроса как раз призваны втянуть Россию и Китай в новые точки конфликтов в соответствии с общей стратегией США. При этом США сами остаются втянутыми в ряд не разрешённых ими вопросов на территории Афганистана и Ирака. Собственно, и в сирийском конфликте они ещё не достигли решения своих стратегических планов. Имеются в виду ничтожные результаты борьбы с ИГИЛ, которую они вели более трех лет.

Пытаясь создать Курдскую автономию (имеются в виду Иракские Курды), они осложнили отношения с Турцией, формальным союзником по НАТО. Возможно, Обама и Эрдоган и договорились о чём-то, однако объективный характер развития ситуации в целом на большом Ближнем Востоке, делает любые соглашения Турции с США или ЕС, скорее всего, невыполнимыми, что будет вести дальнейшему осложнению отношений в регионе в целом. Если прибавить к этому очень вероятное ухудшение ситуации в Афганистане, где, помимо талибов, закрепляет свои позиции и ИГИЛ, то перед США возникают крайне неприятные перспективы. 

Тэги: Ближний Восток, ИГИЛ, конфликт, Сирия, США, Украина

Опубликовано: 04.04.2016 Просмотров: 2894 Вернуться к публикациям

Ваши отзывы (0):
 
Вы можете оставить отзыв о статье:
Ваше имя:
Ваш отзыв:
Публикации


Цитаты

“В то время, как Молдова активно готовится к парламентским выборам, от исхода которых зависит дальнейшее продвижение в вопросе евроинтеграции, а на Украине продолжается внутренняя смута, в Приднестровье ситуация усугубляется. Наиболее заметно это в экономической сфере. В конце октября текущего года Государственный Таможенный комитет ПМР сообщил о том, что таможенная служба Украины задерживает грузы, следующие транзитом в Приднестровье через территорию Украины, в том числе на пунктах пропуска с сопредельными европейскими странами, Россией и Белоруссией”

Ссылка на полную публикацию