Центр исследований
кризисных ситуаций
Мобилизационная стратегия безопасности и развития России

Муравых А.И., Никитенко Е.Г., РАНХиГС при Президенте РФ

Необходимость перехода к мобилизационному режиму функционирования социально-экономической системы РФ обусловлена обострившейся до степени предвоенной обстановкой на международном уровне, кризисным состоянием российской экономики и реальной угрозой мирового социо-эколого-экономического кризиса. Последняя вопиющая акция США по уничтожению одного из высших должностных лиц суверенного государства (Иран – член ООН) свидетельствуют о новом явлении - государственном терроризме. Санкционная война США против России (остановка Северного потока-2) также достигла наиболее унизительных и циничных форм, похоронив, на наш взгляд, надежду на конструктивное взаимодействие с нынешней политической властью США.  Согласно системно-синергетическому подходу, в целях управления самоорганизационными процессами в обществе нужно разработать социальные параметры порядка, которые отвечают сложившейся ситуации и тенденциям ее изменения – мобилизационные параметры порядка. При этом следует учесть фундаментальную взаимосвязь и взаимозависимость процессов обеспечения национальной безопасности и социально-экономического развития России, отраженную в документах стратегического планирования РФ [9]. Важнейшими функциями государства являются обеспечение безопасности и развитие страны. Данные обстоятельства обуславливают, на наш взгляд, создание общей стратегии на основе новой парадигмы национальной безопасности и социально-экономического развития [2]. Анализ предвоенной международной ситуации, мирового системного кризиса и застойного в течение последних полутора десятка лет состояния экономики РФ представлен в работах авторов [3,4]. В работе [5,6] рассмотрены основные операции базовых эффектов, которые проводят США в России, являющиеся резонансными управляющими воздействиями, которые требуют незамедлительной и адекватной реакции. Наиболее разрушительная операция базовых эффектов реализуется в экономико-управленческой сфере, анализ которой заслуживает особого внимания. В докладе американского разведывательно-аналитического центра Rand Corporation "Перенапряжение России: конкуренция с выгодных позиций" также указывается, что практически единственные эффективные действия против России связаны с ее экономической слабостью. Мобилизационное стратегическое планирование в данной статье анализируется в широком смысле, основой такого планирования служит системная антикризисная консолидация усилий российского общества и государства в ответ на критические вызовы и угрозы безопасности и развитию страны. Военно-политические аспекты мобилизационного планирования заслуживают отдельного специального изучения.

Важнейшими функциями стратегического планирования являются функции прогнозирования и целеполагания. В работе [7] представлена идея всеобщего сетевого моделирования «потребного» будущего России, которое будет способствовать объективности прогностических оценок и разработке целевых установок, отвечающих сбалансированным интересам различных социальных групп общества. Управление немыслимо без задания «целевого берега», в соответствии с которым выстраиваются структура и режим функционирования системы. Конечной целью обеспечения безопасности и развития страны является повышение общественного благосостояния, представляющее собой сложное и многогранное понятие. Обычно общественное благосостояние трактуется как интеграция индивидуальных благосостояний (полезностей) членов общества, при этом в качестве характеристик благосостояния используются в основном экономические показатели. Такой односторонний подход подвергается, на наш взгляд, вполне справедливой критике. Неудовлетворительным индикатором общественного благосостояния признается валовой внутренний продукт (ВВП). Французское правительство создало специальный комитет под председательством лауреата нобелевской премии Дж. Стиглица, основной целью деятельности которого является разработка новых показателей общественного прогресса и развития экономики.

Максимизацию функции общественного благосостояния целесообразно осуществлять по критериям экономической эффективности, социальной справедливости и национальной безопасности с соответствующими коэффициентами их значимости в зависимости от ситуации в стране и мире.  Практически это означает, что значимые управленческие решения принимаются на основе вышеназванных критериев оптимизации. Так, например, налоговая нагрузка на частный сектор не должна подавлять предпринимательскую инициативу, в тоже время налоговые доходы «служат» в значительной мере обеспечению внешней и внутренней безопасности страны, сохранению социальной стабильности в обществе и развитию человеческого потенциала, что, в свою очередь, необходимо для устойчивого развития современного бизнеса.

В условиях предвоенной обстановки весовой коэффициент критерия национальной безопасности значительно возрастает, что и определяет актуальность и важность разработки и реализации мобилизационной стратегии, и в целом мобилизационного стратегического планирования. Особую значимость приобретает «жизнеспособность» документов стратегического планирования. Многочисленные стратегии социально-экономического развития России, разработанные в последние годы, строились, прежде всего, на теоретико-экономической основе либеральной или государственной направленности без учета их «политической жизнеспособности». На наш взгляд, мобилизационную стратегию следует формировать исходя из фактической социально-экономической ситуации, внешней обстановки и баланса интересов различных социальных групп общества, уделяя особое внимание взаимоотношениям властно-политической элиты и народа. 

Роль элиты в обеспечении безопасности и развития России

Важнейшей социальной группой в политико-управленческой сфере является властвующая элита (представители органов власти и бизнеса). Власть имущая элита занимает привилегированное положение, участвует в процессах выработки и принятия управленческих решений, в целом оказывает значимое влияние на процессы развития или деградации общества. Элита призвана генерировать общественные ценности и идеологическую платформу, которые  должны отражать  национальную специфику, интересы и запросы граждан. От того какие реальные цели будут поставлены и какими способами и средствами они будут достигаться определяющим образом зависит функционирование и развитие экономики, социальной сферы, культуры, информационной, военной, экологической и других сфер жизнедеятельности общества. Большое значение имеет создание действенных механизмов обеспечения ответственности политической элиты и широкого вовлечения граждан в политическую жизнь страны.

В условиях глобализации происходит постепенное смещение центра принятия решений с национального уровня на наднациональный уровень, на котором ведущую роль играют транснациональные корпоративные элиты. Ядро этих корпоративных элит составляет мировая финансовая олигархия, базирующаяся в основном в США и Великобритании, но распространяющая свое управляющее воздействие практически по всему миру. Повышению влияния международных финансистов способствует процесс слияния национальных политических и бизнес-элит (представители ТНК и ТНБ) в достаточно хорошо организованные структуры, которые с помощью механизмов лоббирования, сетевых и других современных технологий могут эффективно воздействовать на государственные органы власти в собственных интересах. Названные процессы представляют один из главных источников угроз демократии, поскольку набравший силу корпоративный монополизм посредством подконтрольной ему политической системы все в меньшей степени будет учитывать интересы различных слоев общества. Очевидна нарастающая конфронтация интересов международной финансовой олигархии и национальных интересов различных государств. Транснациональная «элита богатства» имеет особую идеологию глобализации (неолиберализм), созвучную концепции «золотого миллиарда» - построение будущего для избранных. В условиях истощения мировых жизнеобеспечивающих ресурсов главная цель транснациональной элиты – получить доступ к этим ресурсам, которые еще находятся под контролем национальных правительств. Элиты компрадорских режимов в развивающихся странах предают национальные интересы в надежде на их допуск в международный круг избранных. Такие элиты теряют связи со своими странами, позиционируя себя «гражданами мира» и продуцируют угрозы национальной безопасности и социально-экономическому развитию.

В Российской Федерации проблема «национализации» элиты приобрела особую остроту, учитывая события в новейшей истории России. Президент РФ Путин В.В. дает жесткую оценку недавнему историческому этапу формирования российской элиты: «В 90-е годы под флагом воцарения демократии мы получили не современное государство, а подковерную борьбу кланов и множество полуфеодальных кормлений. Не новое качество жизни, а огромные социальные издержки. Не справедливое и свободное общество, а произвол самоназначенных «элит», откровенно пренебрегавших интересами простых людей. Все это «отравило» переход России к демократии и рыночной экономике – устойчивым недоверием большой части населения к самим этим понятиям, нежеланием участвовать в общественной жизни» [8]. Современную элиту России (политическую, административную и бизнес-элиту) условно можно разделить по идеологической направленности на два больших лагеря: либерально-прозападную (либералы) и консервативно-патриотическую (государственники).  При этом наблюдается исторический феномен – никогда после «ордынского владычества» российская элита не находилась в такой сильной внешней зависимости. Доминирующей неформальной ценностью становится культ денег, значительная часть элитарного слоя имеет за границей (преимущественно на Западе) финансовые активы, недвижимость, там представители элиты лечатся, отдыхают, там же получают образование их дети. Велика внешняя корпоративная задолженность российского бизнеса (около 450 млрд. долларов). Такие вассальные связи российской элиты представляют критическую угрозу национальной безопасности и развитию России. Идеологические установки прозападной российской элиты в полной мере отвечают идеологии транснациональной «элиты богатства» - неолиберализму, а стереотип ее поведения соответствует модели М. Олсена «бандит-гастролер» [10]. В наибольшей степени национально ориентирована «государственная» элита, прежде всего представители силового блока Президента РФ, которые по закону лишены возможности иметь активы за рубежом и заниматься предпринимательской деятельностью.

Существующий на Западе правовой механизм позволяет держать в постоянном напряжении прозападную элиту России, а в случае наступления второй фазы мирового финансово-экономического кризиса ее капиталы стоят первыми в очереди на заклание (пример Кипра). Новый импульс экстерриториальному развитию американской налоговой системы придал «Закон о налогообложении иностранных счетов» (FATCA), применение которого, по мнению специалистов, усиливает давление на элиту и значительно эффективнее введения секторальных санкций против России. В США начала функционировать беспрецедентная система контроля приобретенной элитной недвижимости (программа FinCEN), отслеживающая происхождение уплаченных за нее денег, что затрагивает сущностные интересы некоторых представителей российской элиты. Закон США «В целях противодействия агрессии иранских и российских правительств» предельно цинично свидетельствует о внешней управляемости части российской элиты. Исполнение вышеназванных законов и других санкционных мер жестко вплоть до блокировки счетов отслеживается американской банковской системой, которая обслуживает подавляющую часть всех международных расчетов. Униженное и бесправное положение представителей российской элиты на Западе будет только усиливаться, что обостряет проблему сохранения и наследования их капиталов. Наивная надежда на то, что, сдав национальные интересы России, можно получить какие-то преференции от «акул капитализма» весьма недальновидна и опасна.

Российская властвующая элита слабо связана с интеллектуальной элитой России, находящейся в весьма униженном состоянии, за исключением узкой элитарной группы преимущественно либерального толка. Очевидна неспособность современной элиты выработать систему общественных ценностей и идеологическую платформу, которые могли бы принять и на которые могли бы ориентироваться граждане России. Представляется наиболее перспективным создание адаптивной идеологии конвергенции, которая аккумулирует достижения капитализма и социализма применительно к конкретному периоду развития страны и с учетом ее специфики. Такая идеология является следствием эволюционного подхода, синтезирующего на новом качественном уровне прежние старые формы. Пример «фонтанирующего» развития Китая подтверждает сделанное предложение. Если политическая власть не готова предложить свою модель развития, то она попадет в поле идеологического притяжения внешней конкурирующей системы, и будет подчиняться внешнему параметру порядка. В работе [7] предложена сетевая модель общественного процесса выработки образа «потребного будущего» России, которая способствует становлению политической культуры нового качества.

Условия «жизнеспособности» стратегии безопасности                                     и развития России

 В условиях обострения внешней опасности объективно оправдано сглаживание противоречий внутри правящей элиты и сплочение ее патриотической части вокруг Президента и его команды. Для обеспечения «жизнеспособности» социально-экономических реформ мобилизационного характера необходим не только «вынужденный» консенсус правящих элит под эгидой влиятельной национально ориентированной элитарной группы, но и доверие и поддержка широких слоев населения. В России чрезвычайно важно восстановить и укрепить доверие народа к Президенту РФ, которое пошатнулось после принятия пенсионной реформы и ряда действий Правительства РФ. Нужно действенными мерами опровергнуть главный циркулирующий в народе тезис: коррупционная власть защищает интересы богатых за счет ущемления интересов бедных. Можно рассмотреть целесообразность следующих мер, направленных на создание необходимых условий для социально-экономических преобразований.

1.Смягчение пенсионной реформы. Вернуться к прежней пенсионной системе при едином размере пенсии на уровне прожиточного минимума сроком на пять лет. Помимо социального эффекта данная мера увеличит совокупный оплаченный спрос, необходимый для оживления экономического роста. Тем самым средства международных резервов, обширного ФНБ и беспрецедентного профицитного бюджета  РФ (суммарно около 45  трлн. руб.)  будут работать на отечественную экономику. Через пять лет в условиях высокого экономического роста можно будет вернуться к проблеме повышения пенсионного возраста.

 2. Введение прогрессивной шкалы налогообложения. Ввести ставки налога для обложения сверхдоходов на уровне средних ставок, принятых в демократических странах. Для бедных слоев населения принять пониженную ставку (менее 13%), конкретное значение которой определяется компенсацией поступлений в бюджет за счет налогообложения сверхдоходов. Остальные граждане платят НДФЛ по прежней ставке – 13%. Прогрессивная шкала налогообложения – наиболее эффективный и убедительный для массового сознания способ решения проблемы социальной справедливости. Отсутствие такой меры нельзя объяснить людям никакими отговорками.

3. Реальная борьба с коррупцией. Ратификация 20-й статьи о незаконном обогащении Конвенции ООН против коррупции, которая уже ратифицирована во многих странах мира. В этих странах эффективно борются с коррупционными явлениями и не пытаются оправдаться «презумпцией невиновности» государственного служащего. Данная правовая норма значительно повышает управляемость бюрократии. Широкая профессионально организованная компания представления результатов борьбы с коррупцией в СМИ и Интернете.

 4. Действенные антирейдоровские меры. Незаконный захват активов предприятий, а также имущества юридических и физических лиц принял в РФ невиданные масштабы, что уничтожает предпринимательскую инициативу и разрушает конкурентную среду. Принятие специального правового акта по борьбе с рейдерством и создание специализированной организационной структуры в правоохранительных органах РФ с широким освещением результатов антирейдерской деятельности в Интернете и СМИ.

5. Полная амнистия капиталов и имущества. Оглашая Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ, 4 декабря 2014 г., В.В. Путин заявил: «Предлагаю провести полную амнистию капиталов, возвращающихся в Россию. Именно полную. И конечно, нужно разъяснить для людей, которые должны принять соответствующие решения, что это значит – полная амнистия. Это значит, что если человек легализует свои средства и имущество в России, он получит твёрдые правовые гарантии, что его не будут таскать по различным органам, в том числе и правоохранительным, «трясти» его там и тут, не спросят об источниках и способах получения капиталов, что он не столкнётся с уголовным или административным преследованием и к нему не будет вопросов со стороны налоговых служб и правоохранительных органов». Результаты проведенной в РФ амнистии капиталов нельзя признать убедительными, что свидетельствует о низкой эффективности принятой модели ее реализации. Согласно сделанному заявлению министра финансов РФ А. Силуанова [11], амнистированы активы на общую сумму 35 млрд. евро, тогда как вывоз капталов из России за период 2006-2018 годы оценивается примерно в 700 млрд. долларов США. Изложенным выше тезисам Президента РФ в наибольшей степени, на наш взгляд, отвечает успешный опыт проведения амнистии капиталов и имущества в Турции, что послужило мощным импульсом для известного «рывка» турецкой экономики. Принятая программа легализации капиталов позволила значительной части населения Турции перевести десятки млрд. долларов на счета отечественных банков, не опасаясь, что кто-то заинтересуется историей их происхождения. В мировой практике амнистия капиталов является общепризнанной тенденцией.

6. Решительная кадровая политика. Существенное повышение ответственности работников, имеющих отношение к госсектору,                            за получение конкретных результатов (особенно по реализации                          нацпроектов) вплоть до их увольнения. Именно отсутствие положительной динамики в достижении установленных целевых показателей может служить основанием для смены руководящего состава, реорганизации или расформирования неэффективной управленческой структуры. Использование современных информационных технологий для регулярного освещения общественно значимых результатов. Совершенно недопустима со стороны ответственных работников негативная оценка (тем более публичная) принятых национальных проектов, иных государственных программ и планов. Большие имиджевые потери наносит власти «непотопляемость» дискредитировавших себя чиновников. Уровень заработной платы руководителей государственных организаций и организаций с госучастием не должен превышать средний уровень зарплаты высшего звена менеджмента.

Единый мобилизационный план

В Федеральном Законе «О стратегическом планировании в РФ от 28 06. 2014 г. № 172-ФЗ)» изложены принципы стратегического планирования, среди которых одним из основных является принцип единства и целостности. Данный закон определяет также наличие на федеральном уровне трех ключевых стратегий безопасности и развития РФ. В настоящее время стратегическое управление в России базируется на следующих принятых документах стратегического планирования: Указ Президента РФ от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года», Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. N 683 «О Стратегии национальной безопасности РФ», Указ Президента РФ от          1 декабря 2016 года N 642 «О Стратегии научно-технологического развития РФ». До сих пор не принята Стратегия социально-экономического развития РФ, которая должна определить условия и факторы достижения конкретных национальных целей, и служить первичной основой для разработки соответствующей налогово-бюджетной и кредитно-денежной политики государства. Следует выделить две принципиально различающихся группы документов государственного планирования. Стратегии безопасности и развития не имеют утвержденного ресурсного обеспечения в отличие от Национальных проектов и федерального бюджета РФ с горизонтом планирования на три года. В настоящее время именно Национальные проекты имеют реальную возможность воплощения в жизнь, поскольку они обладают финансовым и организационно-управленческим обеспечением. Поэтому важнейшие документы стратегического планирования, на наш взгляд, следовало бы существенно доработать в контексте реализуемых национальных проектов. 

 Все вышеназванные документы призваны определить единое стратегическое видение развития и безопасности России, что, на наш взгляд, весьма затруднительно сделать при отсутствии генерального разработчика этих документов. На сегодняшний день можно констатировать определенную незавершенность и несогласованность совокупности стратегических документов, которые разрабатывались разными авторскими коллективами и имеют различные сроки действия. Представляется целесообразным провести системную доработку комплекса документов стратегического планирования с учетом мобилизационных аспектов и с акцентом на «стратегическую поддержку» Национальных проектов. Такую систематизацию можно осуществить на основе единого мобилизационного плана по обеспечению национальной безопасности и социально-экономического развития России, который структурно и содержательно объединил бы всю совокупность стратегических документов. На федеральном уровне необходимо согласовать на мобилизационной основе Стратегию национальной безопасности РФ, Стратегию научно-технологического развития РФ, Стратегию социально-экономического развития и Национальные проекты РФ. Макроэкономические условия, внешние и внутренние параметры безопасности, стратегические национальные приоритеты и ряд других условий, задаваемые вышеназванными стратегиями создают необходимую «обеспечивающую среду» для достижения национальных целей. Мобилизация усилий общества и государства должна опираться на четкий согласованный план, разработка и реализация которого имеет единое организационно-управленческое обеспечение.

В кризисные судьбоносные времена объективно необходима централизация государственной власти и ее легитимное усиление, о чем свидетельствует исторический опыт многих стран мира. «Мобилизационный» стиль государственного управления предусматривает наличие сильного признанного лидера, антикризисного штаба и единой команды для достижения общих целей. Представляется, что Администрация Президента РФ могла бы стать центром антикризисных реформ во главе с лидером нации и Президентом РФ В.В. Путиным. В рамках Администрации Президента РФ целесообразно, на наш взгляд, создание Национального совета по социально-экономическому развитию РФ, а также Управления налогово-бюджетной политики и Управления кредитно-денежной политики. В США с 1993 гола функционирует Национальный экономический совет (The National Economic Council), входящий в состав Администрации Президента США и отвечающий за внешнюю и внутреннюю  экономическую политику страны. Также в составе Администрации Президента США работает Административно-бюджетное управление (Office of Management and Budget), отвечающее за разработку Федерального бюджета, за представление этого бюджета в Конгрессе США и за контроль его исполнения. Кроме этого, Административно-бюджетное управление занимается совместно с Национальным экономическим советом и Министерством финансов рядом вопросов налогово-бюджетной и финансовой политики.  Такая централизация реальной экономической власти в рамках президентской вертикали не вызывает отторжения у либеральной американской общественности. Адаптационное заимствование для российских реалий положительного управленческого опыта США вполне уместно и даже необходимо в ряде случаев. На наш взгляд, Администрация Президента РФ и Совет Безопасности РФ могли бы сыграть определяющую управленческую роль в разработке и реализации единого мобилизационного плана, объединяющего все поле стратегического планирования развития и обеспечения безопасности РФ. На первом этапе этот план послужил бы доработке в мобилизационной трактовке утвержденных документов стратегического планирования и Национальных проектов в целях наиболее эффективного осуществления последних. На втором этапе целесообразно разработать и принять единую мобилизационную стратегию национальной безопасности и социально-экономического развития России.

 Российское социально-экономическое «чудо»

 В различные периоды времени во второй половине 20 века «экономические чудеса» наблюдались в таких странах как Германия, Япония, Сингапур, Малайзия, Южная Корея, Китай, Италия, Польша, Швеция и ряд других сран. Социально-экономическое развитие Сингапура и Китая – это феноменальные явления, не имеющие аналогов в мировой истории. Две полярные по внешним признакам страны в тоже время применяли общие  схожие способы и средства достижения поставленных целей. К ним относятся: преодоление противоречий и консолидация усилий элит на решение общенациональных задач, сделавших ставку на человеческий капитал, жесткая почти авторитарная политика государства, четкие контролируемые планы развития, действенная борьба с олигархическими кланами и коррупцией. В итоге мобилизация здоровых сил общества и государства воплотилась в уникальный результат. Ожидание российского социально-экономического чуда несколько затянулось.

Самое поразительное экономическое чудо могло бы свершиться именно в Российской Федерации. Эффективное использование богатейших в мире природных ресурсов России (земельные и водные ресурсы, нефть, газ, уголь, лес, металлы, минеральные удобрения и др.) позволит минимизировать налоговую нагрузку на бизнес, снизить тарифы на энергоресурсы и осуществить масштабные государственные инвестиции в реализацию инфраструктурных проектов. Перечисленные выше меры являются антиинфляционными и значительно повышают конкурентоспособность экономики. Особую роль природных ресурсов в экономике России наглядно демонстрирует структура ее экспорта, в которой доля машин и оборудования составляет 6,5 % от общего объема экспорта (450 млрд долл. США, 2018 г.). Только экспорт топливно-энергетических товаров (нефть, нефтепродукты, газ) обеспечивает доходную частью федерального бюджета РФ. Отметим для сравнения, что государственный пенсионный фонд (нефтяной фонд) Норвегии в 2018 году имел активы в размере одного триллиона долл. США, тогда как Фонд национального благосостояния РФ – 68 млрд. долл. США (!). В том же 2018 году в России было добыто 555 млн. тонн нефти и 725 млрд. куб. м. газа, а в Норвегии, соответственно, 86 млн. тонн нефти и 122 млрд. куб. м. газа. Приведенные примеры свидетельствуют об огромном потенциале эффективного использования природных ресурсов Российской Федерации. Норвегия реализовала преимущества своего ресурсного потенциала и преодолела так называемое «ресурсное проклятие», став одной из самых благополучных стран мира.

Российский человеческий капитал, признанный одним из самых мощных в мире, также ждет своего раскрытия и реализации. Только московский мегаполис мог бы выйти на уровень города-государства – Сингапура (5,9 млн. человек), в котором объем ВВП составляет 364 млрд. долл. США, что соответствует 23 % объема ВВП России с населением 146,8 млн. человек (1630 млрд. долларов США). Одним из главных конкурентных преимуществ российской экономики является емкий внутренний рынок, тогда как на Западе все перспективные рынки давно освоены, что подрывает сами основы капиталистической экономики. Развивая внутренний рынок, прежде всего, за счет привлечения внутренних весьма значительных инвестиций [1], ориентироваться нужно не столько на рост ВВП, сколько на значительное повышение оплаченного совокупного спроса и соответствующего совокупного предложения (товары и услуги). Именно в этом случае происходит существенный рост реальных заработанных доходов широких слоев населения и бизнеса, а значит и укрепление позиций национально ориентированной властвующей элиты. Есть все объективные и беспрецедентные предпосылки для «форсажного» развития российской экономики и, соответственно, социальной сферы. «Классическим» препятствием на пути социально-экономического развития России являются доминирующие интересы узких олигархических групп.

Еще раз подчеркнем, что Россия обладает богатейшим ресурсным и человеческим капиталом, эффективное использование которого (приближение к «идеальной схеме») могло бы дать колоссальный результат. Реализация огромного потенциала развития России позволит кратно повысить благосостояние широких слоев населения и власть имущей элиты. Экономическая мощь страны является важнейшей составляющей обеспечения национальной безопасности России в условиях ожесточенной конкурентной борьбы на мировой арене. В противном случае Россия, включая ее элиту, будет обречена на вассальное от Запада существование и постепенную деградацию. Российская элита не может не понимать, что «сдача» национальных интересов приведет в итоге к «сдаче» будущего их детей и внуков, которые в лучшем случае станут менеджерами среднего звена на нефтегазовых вышках американских или иных ТНК. За рубежом без российского источника обогащения и в условиях полной правовой зависимости их будущее также бесперспективно. Инерционный ход событий раньше или позже, но неминуемо приведет к социальному бунту. В российском обществе ускоренно растет запрос на решительные и масштабные перемены [12]. Достаточно жесткие мобилизационные меры, проводимые национально ориентированной элитой и имеющие народную поддержку, гораздо результативнее долговременной разлагающей общество и власть «стабильности» в условиях усиления внешних и внутренних угроз.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1. Аганбегян А.Г. Финансы, бюджет и банки в новой России. М., 2018.

2. Муравых А.И. Новая парадигма национальной безопасности и социально-экономического развития России. Евразийский Союз № 1-2017

3. Муравых А.И., Никитенко Е.Г. Сетевой форсайт угрозы мировой войны.

Вопросы политологии № 8-2018

4. Муравых А.И., Никитенко Е.Г. «Черные лебеди» современного миропорядка. Вопросы политологии № 11-2018

5. Муравых А.И., Никитенко Е.Г. Системно-синергетическая (интегральная) война (часть 1). Вопросы политологии № 3-2019

6. Муравых А.И., Никитенко Е.Г. Системно-синергетическая (интегральная) война (часть 2). Вопросы политологии № 4-2019

7. Муравых А.И., Никитенко Е.Г. Точка бифуркации мирового сообщества и России. Вопросы политологии № 6-2018

8. Путин В.В. Демократия и качество государства // газета «Коммерсант» от 6 февраля 2012.

9. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации (2015г.). М., 2016.

10. Mancur Olson. Power and Prosperity: Outgrowing Communist and Capitalist Dictatorships. New York: Basic Books, 2000.

11. https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2019/11/11/815949-amnistirovali

12. https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2019/11/05/815494-pochti-60-rossiyan

 

 

Опубликовано: 17.01.2020 Просмотров: 96 Вернуться к публикациям

Ваши отзывы (0):
 
Вы можете оставить отзыв о статье:
Ваше имя:
Ваш отзыв:
Публикации


Цитаты

“Похоже, что споткнувшись на Арабской Весне и перекинув все связанные с ней проблемы своим европейским союзникам, не решив полностью проблемы ни в Ираке, ни в Афганистане, не реализовав прорыв через Сирию в Иран с опорой на столь одиозных союзников как известные страны Персидского Залива (последнюю проблему решили по всей видимости скинуть на Турцию, Катар, Саудитов и в какой – то мере Францию и Великобританию, которым видимо мало уроков Ливии), Штаты решили сосредоточить свое внимание на Большом Дальнем Востоке, который для США в настоящей момент представляет для них гораздо больший интерес.”

Ссылка на полную публикацию