Центр исследований
кризисных ситуаций
Соображения относительно европейского будущего Газпрома - 2
- 18 мая 2020 заканчивается действие договора транзита газа по трубопроводу "Ямал-Европа" через территорию Польши пропускной способностью 32,9 млрд.м3. Он соединяется с OPAL и центрально-европейским STEGAL. Поляки уже заявили о нежелании продления, либо увеличении платы за транзит. Повторяется ситуация , которая уже была с Украиной. Если действительно прекратят транзит и будут КООРДИНИРОВАТЬ свои действия  с Украиной (а они будут) - гарантированное неисполнение договора поставок и нехватка газа в Чехии и Центральной Европе. 
 
- За ситуацией внимательно следят в Белоруссии, возможно взвешивают за и против.
 
- До 2025 в Европе заканчиваются все контракты с привязкой к нефти ( в Германии в 2031) и можно требовать транзит через ГТС Украины (учитывая прецендент). Если они так ловко смогли все провернуть с Украиной - существует риск повторения ситуации.
 
- Цены на газ в ЕС быстро снижаются, в т.ч. и на СПГ. На TTF ( ведущая европейская торговая  площадка) было ниже 100$ за тыс. м3, на СПГ- 105.  Прогноз - возможно падение до 80 и ниже.  Объяснения: избыток трубопроводов в связи с вводом СП-1, Турецкого Потока,  TANAP, УкроГТС, терминалы СПГ, падение спроса в Китае, избыток газа в хранилищах,  тёплая зима, значительные фиксированные объемы поставок в контрактах,  выход США на первое место по добыче и их обещания и т.д. Но Обьемы поставок НЕ снижаются, вопреки прогнозируемым убыткам. Скорее мы имеем дело с плановым демпингом (аналогичная ситуация была с ценами на нефть перед концом СССР, когда по просьбе США саудиты опустили цены до 16$ , одновременно создав переизбыток предложения на рынке).
 
- Турция сократила закупки в 2019 у Газпрома на 50%, снизив долю российского газа в растущем потреблении до 34%, нарастив закупки у Ирана, Азербайджана и СПГ. Болгария планирует сократить закупки у Газпрома в 2020 на 50%. Нитка Турецкого Потока , предназначенная для Турции фактически не нужна, хватает "Голубого потока" и тот не загружен, 10,8 млрд.м3 вместо 16.  По этой нитке немного качают на Южную Европу - в Болгарию, Румынию, Грецию. В будущем все они планируют сокращать закупки.  Надежда на Сербию, Венгрию, Австрию. Но в Болгарии затягивают строительство участка до Сербии (аналог ситуации с Данией при прокладке СП-2) , там тот же премьер Борисов, что отказывался от Южного Потока и которого ВВП прямо обвинил в затягивании строительства.  А труба из Венгрии в Румынию давно готова, возможно заполнение через ГТС Украины.
 
- Трамп заявил в январе 2020 всемерную поддержку Транскаспийскому проводу , в т.ч. финансовую ( совместно с ЕС).
 
- ввод TANAP с осени 2019 подозрительно точно синхронизирован с вводом/неводом Газпромовских потоков. Болгария не случайно недостроила трубу в Сербию, а свою внутреннюю инфраструктуру полностью подготовила.
 
- в планах Украины - привлечь иностранного оператора ГТС (итальянского) , и требовать у Газпрома сохранения транзита на Италию 23 млрд.м3.
 
- СП -1 и -2 - единственные трубопроводы без транзита, для всех остальных возможен украинский вариант развития событий.
 
- Минюст Украины и Нафтагаз готовят новые иски. 
 
- 200 млрд м3 российского трубопроводного газа в ЕС, которые планируют заменить якобы американским СПГ- это примерно 150 млн.т. СПГ. Невозможно перевести такой объём на существующих мощностях . Катар, ведущая СПГ-держава, возит 77 млн.т. Однако все прогнозы говорят об американском СПГ в Европе и оказывают влияние на рынок.
 
- TAP будет готов осенью и он выведен из под действия 3-го энергопакета.
 
- схема реализацииТурецкого Потока:
 
1. Турция летом 2015 не желает транзита, планирует 1 нитку на 16 млрд. для собственного потребления.
2. Год переговоров, выторговываются скидки, летом 2016 планы на хаб.
3. Через 3 мес отказ Греции от проекта (получает  СПГ терминал и реструктуризация долгов на 10 лет от США и ЕС).
4. Отказ осенью 2016 Италии принимать трубопровод ( вместо него труба из Африки)
5. Сокращение объема Потока с 64 до 32 млрд.м3 в 2016 г.
6. В 2019 сокращение закупок газа Турцией у Газпрома (потребление растёт) почти на 50%.
7. Болгария в 2020 тормозит прокладку трубы на Европу ( датский вариант).
8. Внутренняя инфраструктура в Турции значительно превышает собственные потребности (продолжают развивать). Одновременно растут закупки у Ирана, Азербайджана, СПГ. Возможен хаб, но без Газпрома.
 
- Нельзя не отметить тот факт, что предполагаемые на этапе планирования и начала работ поставки газа по трубам СП-1, СП-2, Турецкого Потока должны были составить около 180 млрд.м3. самое позднее к концу 2019 г. Однако в 2020 они составляют около 30 млрд.м3., и перспективы окончания строительства раньше 2021 г. туманны. Здесь же стоит отметить , что учитывая стоимость нового газопровода с Ямала до истока Турецкого Потока, и вложения в инфраструктуру собственно месторождений, общие цифры затрат превышают 50 млрд.$
 
- В Конгрессе США принят в 2020 г., комплекс мер по обеспечению безопасности в газовой сфере в Восточном Средиземноморье’’. Направлен на защиту интересов газовых проектов Израиля, Кипра, Греции.
 
- Очень настораживает факт того, что подобные тенденции начали присутствовать в сфере торговли углём, металлопрокатом, электроэнергией в ЕС, когда путём принятия политических инициатив, законодательных актов или иными  неэкономическими методами неугодных ( здесь РФ) выдавливают с рынка.
 
Скорее всего, мы имеем дело с реализацией доктрины Бзежинского ,,загнать СССР как лошадь’’ , однако уже применительно к РФ. Стоит отметить, что с СССР им удалось. Имеет смысл готовиться к гораздо более жёсткому сценарию развития ситуации.
 
Тимотин В.В., профильный НИИ

Опубликовано: 28.02.2020 Просмотров: 1479 Вернуться к публикациям

Ваши отзывы (0):
 
Вы можете оставить отзыв о статье:
Ваше имя:
Ваш отзыв:
Публикации


Цитаты

“В Сирии отсутствует четко сформированная политическая оппозиция Асаду, а вместо нее против него воюют идеологически очень разные, не поддающиеся четкому контролю группировки, среди которых имеются очевидно исламистские формирования. Молодежь из Европы, вливаясь в их ряды, идеологически еще больше радикализуется, попутно обретая навыки ведения террористической деятельности, в частности, навыки взрывного дела).”

Ссылка на полную публикацию